Используемые учебники и учебные пособия:
Н.В.Миколаевская
Проектная деятельность во внеурочной работе .
Для реализации нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности. Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебно-воспитательного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, рождая при этом новые идеи. Проектная деятельность способствует воспитанию мотивированных детей. При решении проекта наряду с познавательной стороной содержания всегда присутствует личностная, деятельная и творческая стороны.
Работая над проектом учащиеся овладевают комплексом умений: познавательных, практических, оценочных, учатся взаимодействовать друг с другом, приобретать новые знания и интегрировать их.
Проектная деятельность учащихся осуществляется поэтапно (слайд 7)
Организационная деятельность учащихся при работе над проектом
Рассмотреть организационную деятельность учащихся при работе над проектом можно на примере познавательного проекта. Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается научная информация, проводятся «мозговые атаки», с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада и т.д.
Проект «Города-герои на карте России»(слайд 1)
Паспорт проекта. Основные изучаемые положения:всегда ли Города-герои - это города на, территории которых велись боевые действия во время Великой Отечественной Войны? Какие военные события позволяют получить степень отличия «Город-герой»? Степень отличия «Город – герой» и звание « Город - воинской славы» тождественны?
( слайд 2)
Проект адресован учащимся среднего и старшего школьного возраста в рамках организации празднования 65-летия победы в Великой Отечественной Войне, проведения недели географии. (слайд 3)
Цель данного проекта – расширение знаний об исторических событиях ХХ века
Задачи:
§ воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ, ставший примером верности к своему земному Отечеству, силы духа и действенной любви
§ воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны обогащение словарного запаса
§ развитие умения самостоятельной работы при подборе материала (слайд 4)
Последовательность действий учителя и учащихся.
I этап. Предварительная подготовка. Вступительное слово учителя, преследующее цель пробуждение интереса учащихся к данной теме и желание включиться в работу над проектом. Этот момент наиболее сложен. Необходимо увлечь, заинтересовать ребят, только в этом случае произойдет осознание мотива и цели деятельности. Определенную роль на этом этапе играет направленность учащихся на успех.
II этап. Конструктивный. Необходимо организовать деятельность учащихся по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. Учащиеся под руководством учителя определяют и формулируют исследовательскую проблему: «Сколько городов-героев в пределах России?»
Целью исследования является поиск ответа на вопрос «Почему городов - героев на карте России только семь?» Учителем могут предлагаться направляющие вопросы, на которые могут отметить учащиеся во время выполнения проекта:
§ -Всегда ли Города-герои - это города на, территории которых велись боевые действия во время Великой Отечественной Войны?
§ Какие военные события позволяют получить степень отличия город-герой?
§ Город - герои = город - воинской славы?
Учитель способствует объединению учащихся в группы, консультирует их в плане сбора информации.(слайд 5)
III этап. Планирование. После этого как определена тема и цель проекта важно, установить последовательность выполнения работы. Чтобы работа была проделана успешно, необходим учительский контроль в помощи построения плана действий. Хотя участие учителя в этом моменте будет во многом зависеть от степени развития логического мышления ребят.
В проекте «Города-герои на карте России» логика построения выглядела так:
§ Города-герои
§ Город-герой Москва
§ Город-герой Ленинград
§ Город-герой Сталинград
§ Город-герой Новороссийск
§ Город-герой Смоленск
§ Город-герой Тула
§ Город-герой Мурманск
§ Города- воинской славы
§ Усмешка истории
§ Вывод
Ребята построили схему своих рассуждений так, что бы ответить на главный вопрос: «Сколько городов-героев в пределах России?».
На этом этапе работы ученики определяют источники информации, с которыми им предстоит работать. Выбор материала неограничен, здесь и научно-популярная литература, справочники, периодическая печать, интернет.(слайд6)
Учащиеся распределяют обязанности, устанавливают формы отчета и его сроки.
IV этап. Исследование. В большей степени самостоятельная работа требующая изучение информации, ее анализа и выявление противоречий или недостающих сведений. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным и инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов групповым. При работе в группе ученики не только дополняют друг друга, но и конкурируют друг с другом. Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность – качества формирующие личность. Роль учителя на данном этапе не пассивна. Учитель помогает каждому ученику преодолеть настроения, которые мешают работе. В зависимости от уровня группы учитель может подсказывать общие направления «маршрут» движения. Дискуссии на этом этапе просто необходимы и обязанность учителя всячески поощрять дискуссии.
После того, как учащиеся обсудили вопросы и варианты ответов, сделали определенное заключение, приступают к изложению полученного результата в ранее выбранной форме. По окончании этапа исследования, возможна предзащита проекта внутри группы. Это позволяет участникам проекта заметить и устранить недостатки.
V этап. Защита проекта или презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта «Города-герои на карте России» проходила в форме круглого стола. Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы. При помощи, которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности.
VI этап. Оценка проекта. В группе оценивают работу каждого участника. Результат работы по выполнению проекта никто не оценит лучше самих участников. Учитель оценивает работу группы в целом. Можно при оценивании работы группы придерживаться следующих параметров:
- содержание работы: логичность; последовательность; доказательность решений; доступность.
- соблюдение авторских прав;
- оригинальность и исследовательский подход;
- активность каждого участника, коллективный характер принимаемых решений;
- эстетика оформления.