Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
Иерархия мыслительных процессов: применяем таксономию Блума
|
|
|
|
Уточненная Таксономия Блума
www97.intel.com/ru/ProjectDesign/ThinkingSkills/ThinkingFrameworks/Bloom_Taxonomy2.htm
В 1999 году Лорин Андерсон и его коллеги опубликовали обновленную версию Таксономии Блума, которая учитывает более широкий набор факторов, которые оказывают влияние на преподавание и обучение. В уточненной таксономии сделана попытка исправить некоторые ошибки первоначальной таксономии. В отличие от версии 1956 года, новая Таксономия проводит различие между «знанием о том, что», т.е. содержанием мышления, и «знанием того, как», то есть, процедурах, используемых в решении проблем.
Измерение Знания – это «знание того, что». У него есть четыре категории: фактическое, концептуальное, процедурное и метакогнитивное. Фактическое знание включает в себя изолированные фрагменты информации, такие, как словарные определения и знание специфических деталей. Концептуальное знание состоит из систем информации, таких, как классификации и категории.
Память состоит из узнавания и припоминания соответствующей информации из долгосрочной памяти. Понимание – это способность формировать свои собственные значения из образовательного материала, такого, как прочитанный текст или объяснение учителя. Навыки, включенные в этот процесс, включают в себя интерпретацию, объяснение на примерах, классификацию, обобщение, умозаключение, сравнение и объяснение.
Третий процесс, применение, относится к использованию процедуры, освоенной в обучении в знакомой или новой ситуации. Следующий процесс, анализ, состоит из разложения знания на компоненты и осмысления отношения частей к общей структуре. Учащиеся учатся анализировать в ходе дифференциации, организации и объяснения. Оценка, находящаяся на вершине в оригинальной таксономии, является пятой из шести процессов в уточненной версии. Она включает проверку и критику.
Творчество, процесс, не включенный в более раннюю таксономию, является наивысшим компонентом в новой версии. Оно подразумевает соединение уже известного для создания чего-либо нового. Для выполнения творческих заданий учащиеся генерируют, планируют и производят.
В соответствии с этой таксономией каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса, так что учащийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание. Как утверждают Андерсон и его коллеги, осмысленное обучение предоставляет учащимся знание и доступ к когнитивным процессам, которые им понадобятся для успешного решения проблем
Измерение Когнитивных Процессов ( вся таблица на странице www97.intel.com/ru/ProjectDesign/ThinkingSkills/ThinkingFrameworks/Bloom_Taxonomy3.htm
Когнитивный процесс/ Примеры
|
a |
Помнить – |
Извлекать необходимую информацию из памяти |
|
Узнавание |
В тексте найти существительные |
|
Припоминание |
Вспомнить 3 склонения существит. |
b |
Понимать – |
Создавать значения на базе учебных материалов или опыта |
Процедурное знание включает алгоритмы, эвристики, эмпирические методы, техники и методы, а также знание о том, когда следует использовать эти процедуры. Метакогнитивное знание относится к знанию о процессах мышления и информации о том, как эффективно управлять этими процессами.
Измерение Когнитивных Процессов уточненной Таксономии Блума так же, как и оригинальная версия, насчитывает шесть навыков. Они включают в себя – от простейших к наиболее сложным: (a) помнить, (b) понимать, (c) применять, (d) анализировать, (e) оценивать, и (f) создавать.
Эти шесть навыков порой с трудом закрепляются в процессе обучения русскому языку как науке не только потому, что не всегда ученики пробуют соединить части, чтобы появилось что-то новое и определить компоненты новой структуры, а потому что генерация , планирование и производство ( по Блуму) это наиболее сложные навыки, над их появлением нужно работать систематически ( из урока в урок), более того это работа должна быть осмысленной.
На занятиях по подготовке к ЕГЭ особенно бросается в глаза неумение применить полученные знания, систематизировать и анализировать языковой материал.
Почему я вспомнила о таксономии Блума? Наверное, потому что работать с тестами по схеме - наиболее продуктивный вариант из многих.
Предлагаю соратникам- словесникам в наших сообществах разаработать алгоритмы выполнения заданий теста ( по возможности с выбором вариантов алгоритма).
Можно начать с конкретных заданий части А или В.
|
|
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
|