Повторить основные понятия определяемые в области Д.П.И , развивать представления детей о различных жанрах, видах искусства, развивать зрительную память.
Воспитывать интерес, любовь к искусству русского народа; показать связь устного и изобразительного фольклора.
Дети сегодня мы с вами совершим путешествие по чудесной стране народного творчества и народных промыслов, называется эта страна Русь. Вместе с нами отправятся в путешествие наши гости.
Вопрос. А как встречали гостей на Руси? Правильно хлебом-солью. (Девочка в народном костюме угощает гостей).
Дети в русских народных костюмах сидят у стола на котором расставлены изделия народных промыслов, они вышивают, стучат молоточками, лепят из пластилина.
(объяснение по карте)
Вопрос. Дети, в каком государстве мы живём?
Правильно в России. А в 9 в. оно называлось Киевская Русь, образовалось оно в результате объединения двух главных центров восточных славян- южного во главе с Киевом и северного во главе с Новгородом.
Вопрос. Посмотрите на карту в какой цвет окрашена территория Древней Руси?
Ответ. Зелёный.
Россия это страна лесов, полей, голубых рек и озёр. Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой. Когда была полевая страда: пахота, сев, уборка урожая, то все люди были заняты. Поздней осенью, зимой, длинными вечерами, (звучит музыка «Пряха») женщины ткали, пряли пряжу, шили одежду и украшали её вышивкой. Часть мужчин занималась извозом, подаваясь в город, часть оставалась в деревне и занималась ремеслами, изготовляли глиняную и деревянную посуду, расписывали её; плели из лозы корзины для хранения продуктов. (показываю изделия стоящие на столе). Все эти работы они выполняли с песнями, а в праздники водили хороводы.
( Группа детей в костюмах водят хоровод под музыку и поют «Во поле берёза стояла».
Так тихими, зимними, длинными вечерами родились народные промыслы. Своё мастерство отец передавал сыну, а мать дочери. В каждой деревне были свои традиции и обычаи росписи которые сохранились до наших дней, они являются частью культуры нашего народа.
- Что означает слово декоративно-прикладное?
- Мы говорим -декоративное от слова декор – украшение.
- А что означает «прикладное»?
- Это потому что приложено к предметам нашего быта.
Давайте вспомним промыслы которые мы изучали с вами в 1-3 классах.
Гжель, Хохлома, Жостово, Городец…( презентация)
Игра- путешествие «В гостях у народных мастеров».
Учитель. А теперь поиграем в игру-путешествие «В гостях у народных мастеров» я покажу вам слайды с изделиями, а вы определите название изделий (показ слайдов, оценивание ответов).