|
Блог группы "София"
|
|
|
|
|
Submitted by Татьяна Владимировна Горшкова on пн, 16/08/2010 - 18:49 |
Этот блог, мы посвящаем нашим любимым учителям! Если бы не было их, не было бы и нас!
Учитель мой ! Пред именем твоим, позволь смиренно преклонить колени!
Наша тема: "Педагогическая рефлексия как залог успешности учителя".
Обучать - нелегкая задача,
Научить - задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.
Он, конечно, без сомненья мастер.
Он, конечно, чудо-педагог!
Тот, кто не приемлет лжи и фальши,
Тот, кто в жизни каждому помог.
В нем живет так много разных судеб,
А эмоций - просто миллион!
Потому, играя и рискуя,
В класс заходит как по трапу он.
И ведет как штурман корабельный
Свой фрегат по знания волнам,
Царствует легко и безраздельно
Он наперекор судьбы ветрам.
Он наук известных всех ревнитель,
В его сердце целый мир живет.
Он простой, российский наш учитель,
Заслуживший славу и почет!
Во все времена личность учителя привлекала всеобщее внимание, но особенно возрос интерес к школе , учителю в этом году, так как 2010 год - год Учителя. Конечно и мы не можем остаться в стороне и не обсудить вопрос успешности учителя. Надеемся, что заявленная тема не оставит равнодушными и вас, уважаемые коллеги! Если Вы желаете пополнить багаж знаний по теме, то смотрите здесь статью.
Для обсуждения мы предлагаем следующие вопросы:
1. Личность учителя всегда привлекала внимание общественности, начиная с глубокой древности. Какие мысли мудрецов всех времён и народов помогли вам в вашем профессиональном становлении? Какие из них вы бы рекомендовали использовать коллегам?
2. Как показывают исследования, «разворот» сознания учителя к проблемам ученика происходит лишь на более поздних этапах профессионального становления,как вы думаете, почему?
3. Как вы полагаете, почему прямой перенос методических находок других учителей в собственный опыт работы не всегда приносит желаемый эффект?
4.В чем состоит причина трудностей учителей, решающих задачу передачи своего практического опыта своим коллегам?Доводилось ли вам также испытывать эти трудности?
|
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: На вопрос №4
Для меня обобщение опыта довольно- таки большая проблема! Сейчас уже привыкла , выступать пригодится не только в школе ,но и на уровне города, но... Для меня главная проблема состоит в том, что мне кажется, что я ничего особенного не делала для достижения того или иного результата, кажется всё просто, да и все делают тоже самое. Как - то стыдно себя хвалить! Хотя сейчас меня уже убедили , что нужно уметь не только результата достичь ,но и молодым передать то , чему научилась и показать , как я это делала. Ведь меня учили более старшие коллеги, да исейчас их мнение ( они уже на пенсии) для меня очень многое значит.
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Иногда , я думаю, что опыт невозможно передать.Опыт - это то , что в прошлом было. Если событие прошло, человек изменился, то и отношение к тому, что он делал ранее изменилось.
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Да, опыт это то, что было в прошлом. Но благодаря ему есть настоящее. Человек меняется, отношение к тому, что он делал тоже, но результат остался. И свой опыт считаю передавать надо. Свои находки, идеи, открытия - ведь всё это может принести пользу детям, через их учителей.
На: На вопрос №4
Светлана Николаевна! Я с Вами и согласна и нет! С одной стороны ,Вы безусловно правы! Мир до сих пор стоит потому, что старшие передают свои знания,опыт младшим. Но с другой стороны, Вы посмотрите как быстро меняется мир, взять к примеру технические достижения , мы старшее поколение за ними просто не успеваем и дети наши знают больше нас, скорее они нас учат. Что касается человеческих ценностей, они тоже у них совершенно другие.
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Перед учителем стоит задача не просто вложить все премудрости по своему предмету, а предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, научить управлять своим внутренним миром, помочь успешно войти в социум. Одним словом воспитать ЛИЧНОСТЬ. А Личность может воспитать только Личность. Каким надо быть учителем!
А если о человеческих ценностях, мне кажется, они были и есть - одни во все времена, они же человеческие. Задача учителя - чтобы они не стали другими.
На: На вопрос №4
Тонкость чувств как раз и мешает войти в социум, впрочем это лишь моё мнение. Сейчас успеха добиваются люди, как раз лишённые всего перечисленного Вами! Так значит мы изначально делаем ставку на воспитание неуспешного человека, а правильно ли это? Нужно ли это детям? Поможет ли в жизни или будет только мешать?
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Успех? Что каждый вкладывает в это слово? Я думаю успех не должен быть целью, это путь. А путь нужно пройти в ладу со своей совестью, остаться человеком.
"Что за радость — вне золотом блистать, но внутри, в душе, мраком страха покрываться; вне на высоком месте сидеть, но внутри, душой, у подножия мира лежать; вне прославляться, но внутри от совести принимать бесчестие? Воистину это прелесть и обман и только вид утешения, а не само утешение!" Святитель Тихон Задонский
Почему, воспитывая человеческие качества в ребёнке, мы делаем ставку на неуспешность? Разве нет порядочных и успешных учителей, врачей,учёных? Не хочется, чтобы к своей цели - да хоть по трупам. Цель должна быть, но самое важное - быть ЧЕЛОВЕКОМ!
Может и я не права, но я так живу и детей тому же учу.
На: На вопрос №4
Вы, безусловно ,правы! Да, люди должны быть такими! Но мир очень жесток! Вы знаете, столько замечательных выпускников моих не нашли себя в этом мире, милые , добрые , порядочные - они просто начали пить! Вот и появляются сомнения! Может быть нас не так воспитали и мы воспитываем не так? Может быть наглость лучше ,чем скромность? Может быть не стоит переживать из-за допущенных ошибок- они же всё равно уже совершены!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Вот видите, мы снова возвращаемся к Личности учителя. И на моём пути встречаются такие учителя, которые и не будут перенимать опыт других. В каждой профессии есть хорошие и "плохие". Я недавно купила книгу В М. Лизинского "Современный урок"Автор без оцепенения и формализма относится к тихой ряске методического болота, стараясь понять, увидеть важные и сложные перемены в жизни школы и в работе современного учителя, и показать возможные решения застарелых проблем. Я думаю коллеги заинтересуются.
За последние десятилетия школа сделала "замечательное" открытие в теории и практике управления.Ей удалось вычленить функцию контроля, теперь контроль полностью за самим педагогом.
На: На вопрос №4
Контроль за самим педагогом? Вы это серьёзно? А календарно-тематическое планирование, контрольные срезы, которые проводит управление образования, а не только школьная администрация? Если в Вашей школе такого нет , то искренне завидую !
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Как и в любой достойной,хорошей школе это всё есть. Я сейчас о другом - о том, что учитель сам готовит портфолио, сам участвует в конкурсах, интернетах , выбор в аттестации(у нас , например, на высшую категорию по желанию аттестация в области, а можно и у себя в городе). Современные подходы изменились, они базируются на созидательной, продуктивной базе и предполагают использование управления успехом. Контроль должен быть демократический, поддерживающий.
На: На вопрос №4
Но учитель всегда всё делал сам! Представлял себя и свою работу, пусть несколько иначе,но тем не менее. Время идёт появляется что-то новое, учитель использует новые возможности- это да! Но контроль как был "сверху" указали - школа выполняет, так и остаётся! И указания, так же как раньше, не все разумные!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Ох, как Вы правы, Татьяна Владимировна, аж пугает...
И ведь действительно, учитель и свободен и не свободен... Да, Он может выбирать между подачей своего опыта на уровне школы, района... ну, области, а может сразу, выйдя на сайт ОК, 1С или И-ТН заявить о себе и своём опыте...
Что же мешает это делать другим, не менее достойным учителям? Не знаю!
На: На вопрос №4
Я думаю, Альфрит Нуруллович не видят смысла. Зачем усложнять себе жизнь? Что бы представить свой опыт на любом уровне сколько сил и времени нужно. А результат? Школа держится на учителях - энтузиастах.
На: На вопрос №4
Вы правы, Светлана Николаевна, в том, что обобщение и передача своего опыта другим требует много времени. Совсем никаких усилий не нужно, когда дела нет учителю до этого...
Другое, когда учитель обязан для подтверждения своей квалификации представить свой опыт. И лучше будет для всех, если он это сделает самостоятельно на общедоступном ресурсе...
На: На вопрос №4
Я не побоюсь признаться, что работе на компьютере только учусь. Курсы не проходила, по- немногу сама...Знаний не хватает, честно сказать.Что значит 1С или И-ТН ? И действительно, можно ли сделать самостоятельно на общедоступном ресурсе? Для подтверждения квалификации этого будет достаточно?
На: На вопрос №4
Если у Вас есть желание, Светлана Николаевна, поверьте всему научитесь! Вполне достаточно для подтверждения квалификации того, что Вы здесь работаете , в Открытом классе. А программы освоите по мере необходимости. Я благодаря участию в конкурсе , точнее Ивановой И.А., мы с ней в паре, осваиваю скайп.
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №1
"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, НО, ради Бога, размышляйте, и хотя криво - да сами". Г. Лессинг
Вы можете сочувствовать только тем, кто живёт по-другому.
На: На вопрос №4
В Китае,например, школьников уже учат виртуальные учителя и учителя-роботы. Не боимся ли мы с Вами остаться не у дел, или как говорится, на наш век хватит?
На: На вопрос №4
Ой, Елена Георгиевна! Ой, да умничка! Не хватит, на наш век, не хватит! Ведь большинство из нас сидит и думает - без меня и трава не вырастет! Я не об участниках конкурса, сами понимаете,а о наших коллегах!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
итоги
Подведём итоги обсуждения.
Вопрос №1
Личность учителя всегда привлекала внимание общественности, начиная с глубокой древности. Какие мысли мудрецов всех времён и народов помогли вам в вашем профессиональном становлении? Какие из них вы бы рекомендовали использовать коллегам?
На первый вопос мы собрали мысли мудрых людей, которые живут в нас, которые были для нас тем маяком , к которому мы стремились в своём профессиональном становлении. Может и Вам они будут помогать.
На: итоги
Молодому учителю трудно видеть проблемы детей, так как он работает "на себя", а не на детей.
Ему не просто подготовиться и дать урок. Большой объём материала, страдает методика, неумение её грамотно применить. Мало знать, нужно суметь интересно, доступно преподнести, при этом держать дисциплину. И он ищет, ищет свои методы и приёмы. И всё придёт с опытом, если учитель по - настоящему любит детей и свою работу. А в институтах, будущим выпускникам надо говорить о трудностях, которые их могут ждать в школе и вместе с ними искать пути их преодоления.
На: итоги
Вопрос № 3. Как вы полагаете, почему прямой перенос методических находок других учителей в собственный опыт работы не всегда приносит желаемый эффект?
Хочется вспомнить слова Конфуция:"Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем."
Ведь это можно отнести и к переносу опыта работы других учителей в свой. Зачем отказываться от опыта других учителей, от их находок, открытий, методов.
Только прямой перенос какого-либо опыта на себя может привести к неожиданным результатам. Обязательно необходимо сделать перенос на себя, на обстоятельства, на тех слушателей, на кого направлен данный урок.
Немало надо потрудиться, чтобы чужое стало твоим! Если чужой опыт интересен, то начинаешь думать, размышлять, примерять на себя,на тот или иной класс и лишь потом, когда чужое получает статус своего можно использовать опыт коллег.
Но сдаётся мне -
Каждый обжигается
На своем огне.
(Георгий Лункин)
На: итоги
Трудности могут быть разными.
1. Не считают, что результаты их работы заслуживают огласки.
2. Считают, что что опыт невозможно передать.Опыт - это то , что в прошлом было. Если событие прошло, человек изменился, то и отношение к тому, что он делал ранее изменилось.
3. Имеют замечательные успехи, но не могут и не умеют свой опыт преподнести другим, природная скромность сильно мешает.
4. Обобщение и передача своего опыта другим требует много времени, которого как всегда не хватает.
5. Учителя не заинтересованы в этом.
На: итоги
Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатых россыпей сердец.
Учитель! Это имя чище света.
Если б не было учителя...
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен...
В. Тушнова
Вот так красиво хочется закончить разговор на нашем блоге.
На: На вопрос №4
Альфрит Нуруллович, скажу за своих коллег - начальные классы- "боятся" учителя компьютера; у нас вечерами учитель информатики приглашала заниматься, учителя так и говорят, зачем нам это, есть учителя информатики -пускай и преподают свой предмет, а среди них есть достойные педагоги (как Вы пишите). А в остальном я с Вами согласна.
На: На вопрос №4
Елена Георгиевна, Вы правы! Чаще всего ссылаются на то, что ИКТ должен заниматься учитель информатики, вот он "за всех и отдувается"... Но так быть не должно! Во всех школах почти 100% учителя прошли курсы по ИКТ-компетентности и уже сами могут и должны вести электронный документооборот.
Уже много лет я преподаю на курсах по ИКТ-компетентности. Надо Вам сказать, что оканчивают курсы учителя с разным уровнем усвоения. Думаю, что нельзя сказать: "Вот теперь после курсов учитель ИКТ-компетентен". Если у учителя нет на рабочем месте доступа к компьютеру, за него всё делают ученики или близкие, то вряд ли в ближайшем будущем он продвинется дальше...
На: На вопрос №4
Все дело в том, что можно условно выделить 3 группы учителей:
1. Может представить свои результаты так, что только остается удивляться.
2. Может и работать и представить свои результаты.
3. Работает с детьми, имет замечательные успехи, но не может и не умеет свою опыт преподнести другим, природная скромность сильно мешает.
На: На вопрос №4
Вы забыли про 4-ю группу учителей...
Эта группа, которую можно назвать "учительский планктон"... и вроде работают с детьми, и не собирается ничего представлять, так как обобщать-то нечего...
На: На вопрос №4
Анна Владимировна! С Вашим мнением абсолютно согласна! К сожалению, преобладает первая группа! Послушаешь некоторых учителей - диву даёшься как они всё знают и умеют, а на урок прийдёшь ( я эксперт по аттестации учителей уже 10 лет) и смотреть - то нечего! И очень много скромных, которые тихо-мирно работают, имеют замечательные результаты и к ним приходишь, на уроке учишься!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Здравствуйте!
Татьяна Владимировна, как вы правы! У нас в школе тоже такое наблюдается. Вера Александровна имеет хорошие результаты (и качество, и успеваемость), а на уроке у нее быть - одно удовольствие, но не замечают ее, а сама она молчит о себе. А есть учителя, которые каждый день себя хвалят. И они, почему-то, получают грамоты.
С уважением Анна Дойчева, Оренбургская обл.
С уважением, А.Дойчева
На: На вопрос №4
Вот и получается, сам себя не похвалишь....можешь и не дождаться, когда похвалят другие!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Всегда были и есть люди, которые просто плывут по течению, им ничего не нужно самим, да и тем кто всё делает и стремится к новому мешают!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Я всё подвергаю сомнению, чтобы выяснить истину в споре? Вот ещё вопрос возник - многие учителя вешают ярлыки детям, как Вам это? Среди нас подобные любители есть?
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №4
Умница Анна Владимировна! Я об этом и говорю. Но жизнь заставляет нас что-то делать, ведь мы не можем быть "глупее" своих учеников. Они компьютер больше нашего осваивают, вот и меня жизнь заставила. Наш город Братск в Сибири и ещё 3 города участвуют в региональном эксперименте "Каждому ребёнку компьютер" Вольное дело, мы с 1 класса должны их обучать, проводить 15 -минутные работы (САНПИН), когда я 1 раз с ними начала работу- думала с ума сойду, 27 человек, что буду делать. А они мне сами помогли, больше половины ребят знают работу с ноутбуками, а ведь им всего 6 лет. Вот и делайте выводы.
На: На вопрос №4
Татьяна Владимировна, вы сами и ответили: (Представлял себя и свою работу, пусть несколько иначе,но тем не менее. Время идёт).
На: На вопрос №1
А на 1 вопрос мне очень нравятся слова Высоцкого из кинофильма:
"Среди исхоженных путей
Один путь- мой,
Среди не взятых рубежей
Один -за мной!
Кто не доплыл и в волны лёг
Тем Бог судья...
Среди не пройденных дорог
Одна - моя.
2) "Всё, что я хотел бы знать - это яблоня, всё, что я знаю - ветвь яблони,
Всё, что я могу передать детям - это яблоко, Всё, что останется в них - это семечко.
Всё, что они могут взрастить - это яблоня".
На: На вопрос №1
Мысли мудрых людей, которые мне помогают в профессиональном становлении.
Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно!
Об ответственности:
На вопрос №3
Омар Хайям говорил:
Чтоб мудро жизнь прожить - знать надобно немало,
два важных правила запомни для начала:
уж лучше голодай, чем что попало есть
и будь один, чем вместе с кем попало.
Прямой перенос какого-либо опыта на себя может привести к неожиданным результатам. Так например, следуя данному высказыванию, я пытался прожить мудро, но удавалась только вторая половина мудрости: так один и остался... Ем, видимо, что попало, так как голодать не приходится.
Пытался я следовать и тем методикам, которые написали учителя "первопроходцы" по темам к урокам... но "калька" к ничему хорошему не приводит. Обязательно необходимо сделать перенос на себя, на обстоятельства, на тех слушателей, на кого направлен данный урок.
Посему совет молодым педагогам: Используйте опыт других учителей обдуманно, творчески перерабатвая под себя...
На: На вопрос №3
Альфрит Нуруллович! Мудрым в жизни легко не бывает! А раз Вы следовали данному правилу, значит оно было Вашим внутренним убеждением! И кто сказал, что иной путь лучше? В жизни каждому своё, каждый делает свой выбор , для других он может быть не нужен , непонятен, лишь бы он был нужен человеку самому!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №3
Всякое случается,
Но сдаётся мне -
Каждый обжигается
На своем огне.
(Георгий Лункин)
Когда следуешь каким-либо правилам, то обязательно наступит момент, когда его приходится нарушить, чтобы следовать правилам и дальше... (из собственных наблюдений).
Не бойся направить другого по ложному пути, ты ли знаешь, какой - истинный? (Вантал)
На: На вопрос №3
Мысль пронзает время и расстояние!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №3
Иногда мне кажется, что не человек выбирает правила , а всё наоборот правило бродит по свету, точнее мысль и ищет достойного, находит и ведёт его по жизни. Говорят , что вечны лишь мысли, которые перемещаются от одного к другому!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №3
Да, немало надо потрудиться, чтобы чужое стало твоим! Если чужой опыт интересен, то начинаешь думать, размышлять, примерять на себя,на тот или иной класс и лишь потом, когда чужое получает статус своего можно использовать опыт коллег!
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: На вопрос №2
Да, Татьяна Владимировна, как -то бог миловал. причины, я думаю, объяснила. Конечно, Вам предметникам сложнее в этом плане. А если отвечать на вопрос №3, то чужое берёшь понемногу, всё равно своё выстраиваешь.
На: На вопрос №2
Всегда есть проблемы! Когда начинаешь новое дело их много, когда осваиваешься их становится меньше! Возможно , Вы исключение! А у меня никогда сразу ничего не получалось отлично, хорошо да и не более того Хотя очень многие коллеги считают, что у меня нет проблем ни с чем! Но они видят ведь конечный результат, а не начало деятельности! Мы же показываем то , что у нас отлично получается
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: Вопрос № 2
В начале деятельности молодой учитель старается в первую очередь решить свои проблемы! Здесь и проблемы со знанием материала и умением преподнести его детям, это проблема с дисциплиной на уроке. Молодой учитель считает, что чем интереснее он преподнёс материал, тем лучше будет результат! Чем больше задал домашнее задание , тем лучше дети будут знать предмет! И лишь спустя некоторое время начинает понимать, что скорее всё наоборот! Чем больше дети сами работают на уроке, тем лучше результат, у детей не один предмет, поэтому домашнее задание в меру нужно задавать и т.д.
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: Вопрос № 2
Татьяна Владимировна, позвольте с вами немного не согласиться. Не думаю, что молодой учитель решает проблемы со знанием, у молодого специалиста, только что окончившего университет столько знаний в голове. Другое дело страдает методика и не знает как эти знания грамотно применить, вот в этом с вами согласна. Интересно преподнесить материал тоже нужно, ведь бывает так , что если сам учитель интересен ученикам, то и его предмет интересен. По себе сужу, мне не нравился преподаватель, как человек по химии в универе, да и предмет сам казался не интересным, а учила только потому что нужно. Школьники-то этого могут еще и не понять.
Мидакова Н.В.
На: Вопрос № 2
Наталья Васильевна! Я , когда писала , себя имела ввиду. Вот представьте, например история древнего мира у нас на первом курсе была , к моменту окончания института всё порядком подзабыла, а когда я первый год работала , то вела с 5 по 11 в деревенской школе- приходилось столько сидеть готовиться к урокам, что...Может особенность предмета - огромный материал. Кстати моя выпускница, первый год работает, тоже об этом говорит. Возможно у Вас такой проблемы и не было,но может быть были ещё какие-то? Я имела ввиду, что у молодого учителя много проблем, Вы с этим согласны? А у всех они разные, это безусловно! А заинтересовать можно по-разному! Ещё вопрос, что для ученика интереснее посмотреть презентацию учителя или сделать её самому и т.д. Как Вы думаете?
С уважением,Горшкова Татьяна Владимировна, учитель истории МОАУ СОШ №15 г. Орска
На: Вопрос № 2
Конечно ученик сделает презентацию самому. По крайней мере делая презентацию он будет изучать тему, пусть даже не задумываясь об этом. У нас с Вам разные направления, я то химик, а вы историк и объем материала у вас больше, чем у нас.
Мидакова Н.В.