Доклад "Опыт использования социальных сетей в педагогической деятельности"
Submitted by Надежда Юрьевна Клинк on пн, 16/08/2010 - 11:37
Клинк Надежда Юрьевна, учитель физики МОУ «Лицей №3» г.Чебоксары Чувашской Республики.
Опыт использования социальных сетей в педагогической деятельности
Большинство из нас, учителей, кроме преподавания своей учебной дисциплины вынуждено ( с неохотой или радостью- кому как повезет!) заниматься воспитательной работой в качестве классного руководителя. Но не только должность классного наставника, сама профессия накладывает на нас некие обязанности все время воспитывать всех вокруг. Например, я, даже зная, что могу нарваться на неприятности, всегда пытаюсь вразумить некоторых асоциальных людей вне школы просьбами «не употреблять ненормативную лексику, так как она оскорбляет мое человеческое достоинство». Естественно, в школе дети при учителях ведут себя адекватно, однако, в последнее время наблюдается понижение уровня толерантности у детей, особенно подростков.
Переход к парадигме личностно-ориентированного обучения предполагает существенное повышение доли самостоятельной работы учащихся и использование новых информационных технологий в практике обучения. В этом аспекте использование ресурсов Интернет предоставляет неограниченные возможности.
Как правило, использование ИКТ- технологий до сих пор у нас сводилось исключительно к созданию презентаций и показов каких-нибудь ЦОР ( цифровых образовательных ресурсов).
Веб (Web 2.0) – название современной концепции развития Интернет, предусматривающая возможность создания содержимого любым пользователем. Уже сам факт соучастия в рождении контента Всемирной паутины является мотивирующим фактором для учащегося. Ребята вовлекаются в эту деятельность с большим удовольствием.
Как же можно использовать Интернет для решения проблемы социализации подростков? Данный доклад посвящен решению проблемы девиантного поведения учеников среднего звена с использованием Интернет-ресурсов.
В 2007 году я получила новый ( вновь набранный) седьмой класс в физико-математическом лицее, поэтому в классе оказалось всего 6 девочек из 27 учеников. Ребята пришли из разных школ, хотя некоторые были знакомы друг с другом. И сразу же передо мной встала проблема организации классного коллектива, адаптации и социализации совершенно разных по темпераменту и воспитанию подростков. Если в начале года дети пытались как-то соответствовать их собственным ( а главное- родительским) представлениям об учениках физико-математической школы, то буквально через месяц некоторые из них начали самоутверждаться за счет других. Вот тут-то и проявились различные семейные установки и издержки воспитания в начальной школе.
Очень интересно было общаться с родителями детей. На первом родительском собрании, когда мы только знакомились друг с другом, родители вели себя как дети, попавшие в незнакомую обстановку: стеснялись рассказать о себе и своей семье, в общем, шифровались, как шпионы. Их резоны были вполне прозрачны: никто не хотел быть избранным в родительский комитет. Я предложила всем по очереди , согласно списка поработать на благо класса. Пришли к консенсусу. Сейчас, когда я старше каждого из них, общение с адекватными родителями дается мне очень легко, так как они прислушиваются к моему мнению, которое я никогда не навязываю, но всегда высказываю откровенно. В целом, мне очень повезло с родителями, хотя примерно в половине семей детей, по различным причинам, воспитывает одна мама. Потом в коллектив пришла девочка из параллельного класса, и ее мама начала подговаривать других родителей сменить учителя русского языка, так как она, по ее мнению, « не соответствует уровню лицея». Но откуда маме знать этот уровень, если она не педагог? Конечно, со слов дочери. Пришлось собирать родителей, чтобы объяснить им, что не стоит идти на поводу у детей, что нужно посещать уроки и самим делать выводы; что мы, учителя, не перчатки, чтобы нас менять, когда это кому-то заблагорассудится, и что если не нравится учитель- то можно перейти в другой класс. Остальные родители не поддержали инициативу, все постепенно утряслось.
Сейчас мы с родителями хорошо понимаем друг друга, сотрудничаем в воспитании детей. В моем мобильном телефоне есть номера их телефонов- для прямой связи. Они звонят мне, предупреждая об отсутствии детей по уважительной причине. Я оперативно сообщаю мамам о пропусках уроков, о родительских собраниях и плохих отметках, так как очень часто дети не доносят дневники с оценками до родителей. Иногда мы прямо по телефону вылавливаем прогульщиков и воспитываем их. И как мы раньше жили без сотовой связи?! Но мы пошли дальше- организовали «В контакте» группу «Родители учеников 9 Г класса», в которой я помещаю информацию для родителей. Правда, чаще всего она просматривается их вездесущими чадами, без которых некоторые родители и шагу не могут ступить в Интернете. Наша группа неуклонно увеличивает свою численность. К сожалению, значительная часть родителей пока еще не примкнула к нашему сообществу. В группе выложены фотографии, множество видеофильмов о классной жизни. К ним присоединилась даже одна мама ученика из параллельного класса: ей тоже стало интересно.
Психологическое тестирование показало, что у нас в классе, как во многих коллективах, есть и неформальные лидеры, и отверженные. Странно, но наибольшую популярность среди учеников имеют ребята, которые к лидерству и не стремятся. А те, которые стараются занять лидирующее положение, как правило, не поддерживаются большинством.
Доходило до рукоприкладства. Один мальчик стукнул другого за то, что тот «плохо о нем подумал». На мой резонный вопрос: «А как ты это узнал?» последовал ответ: «Он на меня ТАК посмотрел». Тут уж и я выразительно посмотрела на драчуна и спросила: «Как ты считаешь, хорошо ли я сейчас о тебе думаю? Что, и меня будешь бить?» Такие инциденты случались неоднократно. Его бедная мама столько раз вызывалась в школу для объяснений, что мне было очень жаль эту несчастную женщину, которая ничего не может поделать со своим сыночком. В таких ситуациях часто родители обвиняют школу в том, что она не справляется с воспитанием их детей, хотя сами давно уже не контролируют ситуацию. Надо отдать должное, эта мама была совершенно адекватна и понимала суть проблемы. Мальчик все три года был у меня на особом контроле. В девятом классе он немножко повзрослел и мы с ним, вместе со школьным психологом, начали обсуждать его проблемы. Он стал осознавать свою девиантность, перестал ею бравировать и старался себя контролировать. А я как раз тут почитала замечательную книгу[ 1 ]. Оказывается, у зарубежных психотерапевтов для таких ребят, которые демонстрируют неадекватное поведение, внезапную неконтролируемую агрессию и склонны к скандалам, уже сложился диагноз «взрывной ребенок». И как раз совместный поиск решения их проблемы рекомендуется при работе с ними. Для них эффективна только одна педагогическая концепция: «Дети ведут себя хорошо, если могут». Поэтому решение проблемы «взрывного ребенка» состоит из сочувствия (и его подтверждения), выявления проблемы и приглашения к разговору. Мы как-то интуитивно и пришли к этому. Проблемы данного ребенка в настоящее время еще нельзя считать полностью решенными, но мы уже добились того, что когда он не может сдержать свой очередной «взрыв» эмоций, он быстро просится выйти из класса. Я его во время уроков неоднократно обнаруживала сидящим в коридоре и переживающим очередной эмоциональный стресс. К счастью, у меня в классе только один такой «взрывной ребенок».
Есть еще патологические врунишки. Их несколько и они делятся на успешных и неуспешных лгунов. Первые врут нагло, глядя тебе в глаза с абсолютно ангельским видом. И только фактические знания могут их разоблачить. Вторые лгут настолько неумело, что все время попадаются. И, благодаря нашим совместным с родителями усилиям, мы как- то вышли на новый виток наших отношений: теперь они, если и соврут, то практически сразу же в этом сознаются. Пришлось подготовить доклад для родителей на тему «Почему лгут дети?». Мне очень помогло то, что когда-то я прошла обучение на курсах «Применение НЛП (нейролингвистического программирования) в образовании», я даже поместила в доклад картинку с ключами глазного доступа, облегчающими диагностику лжи. Презентация доклада доступна здесь: http://www.openclass.ru/dig-resource/98386.
Есть у нас в классе дети с завышенной самооценкой, но это скорее защита от ощущения неуспешности. Я вообще-то не против здорового честолюбия, это, пожалуй, лучше, чем чрезвычайно заниженная самооценка, а таких ребят тоже немало. Однако, дети иногда совершенно неадекватно оценивают свои провалы. По их мнению ( часто поддерживаемому родителями) во всем виноваты все, кроме них самих. Они начинают выстраивать защиту, обвиняя всех в необъективности. «Учителя ко мне все время придираются» - вот лейтмотив их объяснений. Есть ребята, которые совершенно не умеют общаться. В общем, полный набор классических комплексов ( по Фрейду) и архетипов ( по Юнгу).
Процесс социализации шел у нас очень туго. Несмотря на это, своим волевым решением я заставляла класс участвовать во всех лицейских мероприятиях. Интересно, что, когда ребятам удавалось выиграть какой-либо конкурс или соревнование, они очень радовались этому, копировали дипломы для своих портфолио и забывали, что их участие было практически насильственным. Иногда мне удавалось подтолкнуть их на креатив . Например, они практически самостоятельно, только с моей подачи, в восьмом классе провели вечер для родителей, посвященный Дню Матери. Было очень трогательно, я сделала запись видео и выставила ее «В Контакте». Из двадцати девяти учеников двадцать пять- мои «друзья» «В Контакте». Это позволило мне использовать данный ресурс для передачи нужной информации, я выставляю в заметках контрольные вопросы по отдельным разделам физики, задания для продвинутых детей, с которыми мы готовимся к олимпиадам. А самое главное- «В Контакте» они постоянно общаются между собой. И, что интересно, отдельные ребята, которые не очень-то коммуникабельны в личном общении, с удовольствием общаются эпистолярно. Хотя многие взрослые относятся к социальным сетям с опаской, считая их вредными, я нахожу их весьма полезными в аспекте социализации детей. У моих учеников есть « В Контакте» своя закрытая группа, в которую я не вхожу (да и не пытаюсь, пусть у них будут свои секреты). Я и сама являюсь членомнескольких интернет-сообществ, в том числе и профессиональных.
В нашем лицее проектная деятельность введена в учебный план, поэтому с восьмого класса ребята просто обязаны использовать полученные на занятиях навыки научных исследований. Большим помощником в этом деле является Интернет. Чаще всего темы и литературный обзор ребята находят именно там.
Социальные сервисы- современные средства, поддерживающие групповые взаимодействия. Очень перспективно использование бесплатных и доступных электронных ресурсов в педагогической практике.
Считается, что « в Интернете есть все». Но многие не знают, например, о совершенно замечательных средствах для хранения закладок с русским интерфейсом: БобрДобр (http://bobrdobr.ru), http://rumarkz.ru, и других. Эти средства позволяют быстро выходить на любой нужный сайт. Очень полезными являются социальные фотосервисы, позволяющие хранить, обсуждать и обмениваться фотографиями. Есть даже программы, позволяющие привязать фотографию к географической точке на карте, где она была сделана. Например, на сайте http://panoramio.ru.
Интересны и другие геоинформационные ресурсы. Например, http://wikimapia.org. Зарегистрировавшись на этом сайте, пользователь получает возможность самому отмечать любые географические объекты, даже свой собственный дом на карте мира! Уже одно знакомство с этими ресурсами сильно расширяет кругозор учеников и мотивирует их к изучению географии.
Также учениками активно используются демонстрационные ресурсы, например, YouTube и другие. При подготовке в турниру юных физиков мы с ребятами сняли видео всех наших экспериментов.
Электронная почта стала очень популярна в последние годы. Ребятам нравится даже результаты выполнения домашних лабораторных работ отправлять учителю по e-mail.
Социальные сервисы wikiwiki позволяют любому пользователю завести свой сайт. Кроме личного учительского сайта klink.21202s01.edusite.ru , мною созданы сайты специально для проведения отдельных конкурсов. Например: http://sites.google.com/site/klinknu .Для «взрывных детей» создание собственного сайта или блога может стать весьма эффективным средством рефлексии, помогающим им сдерживать приступы эмоционального взрыва. Кстати, ребята заглядывают на сайты учителей из интереса, даже без каких-либо усилий со стороны последних: ведь там появляются фотографии учеников, какие-то общие новости, полезная информация.
Сейчас все дети с первого класса ведут свои портфолио достижений. В нашем лицее семиклассники обязаны публично защищать свои портфолио. В Интернете можно создавать электронные портфолио учеников. Пример составления электронного портфолио учителя показал, насколько это удобно, по сравнению с бумажным вариантом: можно создать действующие веб-ссылки. Ссылка на мое электронное портфолио: http://www.openclass.ru/portfolios/95907.
Таким образом, использование Интернет в педагогической практике отнюдь не сводится только к получению информации, Интернет позволяет создавать свой контент и хранить его на доступном для автора социальном ресурсе. Если этоwiki-ресурс, он позволяет любому ученику пополнять совместный аккаунт, что способствует воспитанию информационно грамотной и конкурентоспособной личности, помогает более эффективной социализации ученика.