Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on вс, 15/08/2010 - 19:55
Тема: Песенно-танцевальная музыка.
Цель: знакомство жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности; разучивание народной хороводной песни «Ходила младешенька…».
Оборудование: «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20» Ф. Шопена; молитва «Богородице, Дево, радуйся»; Римский-Корсаков «Садко» - песня Баяна, «Снегурочка» - пляска скоморохов, «Шествие царя Берендея»; Э. Григ «Шествие гномов».
Организация урока: вход под музыку «Полонез» Шопена, музыкальное приветствие.
Ход урока.
I. Беседа о музыке Ф. Шопена.
- Так как песни бывают песнями-танцами и песнями-маршами, мы будем встречаться с музыкой песенно-танцевальной и песенно-маршевой.
На этом уроке снова прозвучит музыка великого композитора Польши Ф. Шопена. Мы познакомимся с двумя пьесами, двумя прелюдиями, в которых несмотря на их краткость, ярко выражены две важнейшие стороны творчества Шопена. В одной – его нежная любовь к музыке своего народа: польским народным песням и особенно танцам (к мазурке), во второй – мужественность, сближающая порой его музыку с музыкой Бетховена, печаль, которую он испытывал, думая о страданиях угнетенного польского народа (показать портрет Ф. Шопена).
Прелюдия – это вступление к какому-нибудь музыкальному произведению или небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа
Прослушивание Прелюдии № 7.
- Какой характер у этой музыки? (Изящный, танцевальный, воздушный, мечтательный, задушевный, напевный, сердечный и т.д.) А есть ли песенность в этой мелодии (Да.) То есть здесь танцевальность сочетается с песенностью.
Прослушивание Прелюдии № 20.
- А какой характер у этой мелодии? Что вы услышали в ней? (Сосредоточенный, строгий, серьезный, степенный. Услышали маршевость и песенность.)
- Правильно, в этом произведении сочетаются маршевость и песенность.
Обобщение: в музыкальных произведениях звучит не только какой-то жанр, но и их сочетание.
Исполнение детьми Прелюдии («пульс» - кулачками на весу, а мелодия – движением ладони).
- Каковы жанровые истоки песенности, танцевальности и маршевости? Давайте вспомним произведения устного народного творчества, которые вы проходили по чтению. Как вы думайте, что послужило началом духовной музыки? (Молитвы народа.)
II. Рассказ учителя о крещении Руси и прослушивание духовной музыки.
Тысячу лет тому назад в X веке Русью правила княгиня Ольга. Тогда все славяне, наши предки, были язычниками, то есть поклонялись силам природы и верили многим богам: Богу Солнца, богу Грозы, богу Земли… Ольга была мудрая женщина. Она поехала в Византию и приняла там крещение. Так она стала христианкой, то есть поверила, что Бог один – Иисус Христос. Когда она приехала домой и рассказала о новой вере, мало кто послушал ее. Но своих внуков она старалась воспитывать христианами. Современники называли ее предвестницей христианства на Руси (В.Васнецов «Княгиня Ольга», «Князь Владимир» - иллюстрации).
Князь Владимир, прозванный в народе «Красное Солнышко», был внуком княгини Ольги. Он часто слушал ее рассказы о православной вере, но сам князь и весь русский народ пока оставались язычниками.
Шли годы, и Владимир стал все чаще задумываться о жизни и вере. По примеру своей бабушки, княгини Ольги, он принял христианство. А в 988 году произошло великое событие – крещение Руси.
- Вспомните, какой жанр более всего проявляется в духовной музыке? (Песенность.)
III. Беседа об устном народном творчестве и о народных мотивах в музыке русских композиторов.
Далее вспомним былины.
- Что такое былина? (Ответы детей: сказки-пения, рассказы-пения.)
Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей (показать иллюстрацию.) Они говорили нараспев, как неторопливое повествование. О чем рассказывали былины («быль» - было. О важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.)
Из глубины веков дошла до нас «Былина о Добрыне Никитиче». (Дети читают нараспев фрагменты из былины неторопливо, выделяя особыми интонациями «главные» главы – отрывки по усмотрению учителя.)
То не белая береза к земле клонится,
Не шелковая трава преклоняется...
- Какие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания? (Плавные переходы от слова к слову, вспомогательные слова «то не …», «да …», «ой-да…». Фразы слитные, как бы вытекающие одна из другой. )
- С какой песней можно сравнить былину? (С народной хороводной)
Что общего между песенными мелодиями, сочиненными в народном стиле, и былинами? (Сочинял простой народ, исполнял народ, слушал тоже народ.)
Значит, и былины – исток песенности.
- В операх русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М. Глинки созданы образы народных сказителей былин: Баяна и Садко. Сейчас мы с вами прослушаем песню, которую поет гусляр Садко в опере-былине «Садко» Н. Римского-Корсакова.
Слушание песни Баяна.
- Как подражают инструменты симфонического оркестра звучанию гуслей? (Арфа, переборы струн, протяжная мягкое переливчатое звучание инструментов, затяжные ноты, тихое звучание.)
- В опере-сказке «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, написанной по одноименной пьесе А. Островского, звучит несколько песен Леля. Каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти задушевные песни и пастушьи наигрыши согрели холодное сердце Снегурочки и наполнили его любовью.
Прослушивание 3 песни Леля «Туча со громом сговаривались».
Попробовать с детьми пропеть песню: «Ты греми, гром, а я дождь разолью…»
- Как вы думаете, какой голос поет песни Леля? Почему? (Низкий, но женский, чтобы юноша казался нежнее, чище, добрее.)
- Как называется такой голос? (Меццо-сопрано.)
- Какие приемы использует композитор для передачи музыкального образа Леля? (Повтор, контраст)
- Как Н. Римский-Корсаков передает в песни Леля звуки природы? (Шум листвы, пение птиц…)
- Какие жанры музыки вы слышите в песне Леля? (Песенный, танцевальный – хоровод.)
Действие оперы «Снегурочка» происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремиться из глухого леса к людям, нравятся ей из песни. В ее сердце рождается любовь и Снегурочка тает под лучами солнца, но несмотря на печальный конец сказки опера заканчивается торжественным хором : «Свет и сила, бог Ярило…»
Берендеи празднуют день прихода Ярилы – Солнца, поют песни, водят хороводы, веселятся.
- Как звучит эта музыка? (Весело, задорно, живо, проворно, празднично.)
- Сколько мелодий-наигрышей можно услышать в ней? (Несколько.)
- Какие инструменты оркестра усиливают шуточных характер танца, какие бы могли подойти? (Балалайка, трещотка, рожки бубны, ложки – народные инструменты.)
- Какие еще народные пляски вы знаете? Какие помните из изученного материала, знаете вообще? («Камаринская», «Яблочко», русские пляски.)
- Что общего между «Камаринской» и «Плясками скоморохов»? (Народные корни.) Это корни нашего жанра – танцевальности.
- Развитие какого жанра мы наблюдаем там, где шествие? (Маршевости.)
- В этой же сказке «Снегурочка» есть фрагмент «Шествие царя Берендея», прослушайте его.
- Тембры каких инструментов симфонического оркестра подчеркивают маршевый характер музыки (Трубы, струнные.)
- В каком произведении вы уже слышали маршевость? (Балет Р. Щедрина «Царь Горох».)
- Теперь послушайте произведение Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт», «Шествие гномов».
Слушание «Шествие гномов»
- Что вы слышите здесь? (Маршевость – четкий ритм, «Приближение» и «отдаление» музыки. Инструменты, которые «рисуют» маршевый характер – струнные и т.д.)
IV. Итог урока
1. «Снегурочка», «Царь горох» - какой это жанр фольклора (Сказка.)
Значит, истоками песенности, маршевости и танцевальности служат устное народное творчество (сказки, былина), духовная вера человека, танцы разных народов, то есть танцевальный фольклор, игровой фольклор (хороводные игры).
2. Выставление оценок (кому поставим сегодня «5»?)