Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on вс, 15/08/2010 - 15:04
Тема: МАРШЕВОСТЬ В МУЗЫКЕ
Цели: Знакомство с более широким понятием «маршевость» на примере произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта и Р. Щедрина; разучивание маршевой песни.
Оборудование: III часть 5-й симфонии Л. Бетховена, «Царь горох» Р. Щедрина, «Неоконченная симфония» Ф. Шуберта, портреты композиторов.
Организация урока: вход под музыку марша И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята».
Ход урока
I. Знакомство с новой темой «Маршевость».
- В первой четверти мы с вами познакомились с понятиями танцевальности и песенности. Но есть еще один основной жанр в музыке – марш. А если мы говори: песенность, танцевальность в музыке, то о чем мы будем говорить сегодня, догадайтесь. (О маршевости в музыке.)
- С музыкой композитора Л. Бетховена мы уже знакомились во 2-м классе. Сегодня мы прослушаем фрагмент крупного произведения этого композитора – III часть 5-й симфонии Л. Бетховена
(показать портрет композитора)
Послушайте главную мелодию этой симфонии (наиграть на пианино, дети дирижируют на 2 четверти.)
- Какое настроение у такой музыки? (Хорошее, веселое, бодрое и т.д.)
Во все времена человек борется со злом. В музыке Бетховена эти страстные призывы слышны очень часто. Достигается это использованием определенных музыкальных средств – громкого звучания, быстрого темпа, решительного и мужественного характера музыки, волевых, жестких интонаций, четкого ритма. Все эти характеристики приближают музыку Бетховена к какому жанру? (Марш.)
- Прослушаете фрагмент 5-й симфонии Бетховена и подтвердите мои слова. В произведениях этого великого композитора мы будем часто встречаться с героическим звучанием. 5-я симфония – один из самых ярких образцов именно такой музыки.
Слушание фрагмента третей части 5-й симфонии Л. Бетховена.
- Услышали вы все о том, о чем мы с вами говорили? (Да.)
Как контраст к бетховенской музыке сейчас прозвучит сатирическая музыка Р. Щедрина из балета «Конек-Горбунок». Эта музыка рассказывает о царе Горохе. Представьте его таким, каким его изображает музыка.
Показать портрет композитора
Прослушивание фрагмента «Царь Горох».
- Какой он Царь Горох? Почему я сказала, что музыка сатирическая? (Царь лысый с, седой, глупый, чванливый, спесивый, жадный, толстый, с рюшкой, в большой короне, думает, что величина короны добавляет величия. Под звуки фанфар вступает он в город на богато украшенном коне, народ падает на колени, а он, восседая высоко на коне, с презрением и высокомерием смотрит на толпу, свита его тоже шествует, высоко подняв носы. Дети рисуют картину шествия Царя Гороха.)
- Все вы говорите правильно, а особенно ценно то, что вы нарисовали картину шествия царя, значит, вы услышали маршевые интонации в музыке? (Да. Это не был марш, но была слышна в музыке балета поступь, прозвучала маршевость, под этот марш в жизни маршировать нельзя, а в балете можно (Дети делают вывод сами.)
В музыке оперы люди «вступают в разговор», общаются между собой ариями, речитативами и другими «песнями». А в балете люди общаются движением, танцем, но это тоже разговор, по музыке «это слышно». Вот вы услышали характер царя и придворных и их шествие.
- Но что сатирическое в музыке? (Нестройные аккорды подчеркивают глупость царя, его хромота)
Дети исполняют фрагмент. Повторное прослушивание с исполнением шага хромого царя. Один ряд хромает на левую ногу, другой – на правую.
- И снова музыка мужественная, порывистая, гордая. Слушаем I часть «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта.
- Какая это музыка? Расскажите. (Музыка сильная, победная, жизнеутверждающая, величественная.) Эта симфония самая известная из 9 написанных Ф. Шубертом.
Показать портрет композитора
II. Обобщение.
- О чем мы говорили сегодня на уроке? (О маршевости).
- Музыку каких композиторов слушали? Узнайте их на портретах.
III. Разучивание песни В. Шаинского «Ужасно интересно».
- Сейчас мы с вами разучим еще одну маршевую песню «Ужасно интересно» из мультфильма «38 попугаев».
Распевание:
1. Рано утром вечерком…
2. Ми – я (по трезвучию).
Разучивание песни.
Исполнение учителем всей песни.
- Понравилась вам песня? О чем она? (О том, сколько на свете всего интересного и обо всем нужно узнать.)
Разучивание припева.
Разучивание I куплета.
Исполнение с учителемIкуплета.
- Какие слова вам непонятны?
Показ ладонью высоты тона, движения мелодии. Пропевание I куплета девочками и мальчиками отдельно.
- Кто вам понравился? Если бы вы были слушателями, а девочки выступали бы на сцене, кому бы вы подарили букет цветов?
Разучивание песни до конца по куплетам. Работа над пропеванием фраз, дыханием, правильным пропеванием гласных (через «О»), произношение конца слова, согласных в конце слова.