Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Активный отдых детей целесообразно организовать в пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания детей.
С целью организации летнего отдыха детей на базе муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Блохино Бессоновского района Пензенской области организуется пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания детей.
Только в общении со сверстниками ребенок ощущает себя полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению, но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников является той средой, которая так необходима ребенку.
Организация общности сверстников, ориентированной на активное включение в совместную деятельность – одно из необходимых условий социализации и интеграции детей.
Летний пришкольный оздоровительный лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции. Параллельно реализуется задача организации отдыха и оздоровления, культурного воспитания подрастающего поколения. Решить поставленные задачи призвана авторская программа содержания деятельности пришкольного оздоровительного лагеря «Долина друзей».
Нормативно-правовая база
программы содержания деятельности
пришкольного оздоровительного лагеря
«Долина друзей»
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
5. Приказ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года №148 г. Москва «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 -2010 годах.
7. Письмо Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России от 01.05.05. №АС – 502/06.
8. Методическое письмо Министерства образования Пензенской области «Об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости школьников в 2010 году»;
<!--[if !supportLists]-->9. <!--[endif]-->Методические рекомендации для руководителей учреждений отдыха и оздоровления Пензенской области, 2010 год;
<!--[if !supportLists]-->10. <!--[endif]-->Постановление Администрации Бессоновского района Пензенской области «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2010-2012 годах».
Информационная карта программы.
Цель программы: организация активной занятости и оздоравливающего отдыха детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет в каникулярный период посредством использования активных форм работы.
Задачи, реализуемые программой:
1. Популяризация активного летнего отдыха и оздоровления школьников;
2. Развитие культуры экотуризма с использованием активных форм деятельности: экспедиции, походы, велопробеги.
Включение каждого ребенка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.
Создание условия для реализации творческих способностей детей.
Направление деятельности, специфика содержания программы:Туристско-экологическое с элементами этнографии.
Количество участников программы:20 детей, 2 воспитателя, 1 вожатый, 1 учитель физической культуры,
География участников программы:Дети из полных и неполных семей, дети, состоящие на различных видах учета.
Сроки реализации программы:Июнь-июль 2010 года.
Ключевая идея смены.
Программа содержания деятельности пришкольного оздоровительного лагеря «Долина друзей» предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма под руководством руководителя таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой.
«К Берендею» — забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям (экологические операции);
«Народная капель»- возрождение и пропаганда народных традиций, народного быта.
«Моё здоровье»- закаливание, тренировка физических способностей детского организма.
Продуктивная деятельность:
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->участие детей и подростков в работе различных классов мастерских Берендея, Оригами и т.п.;
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->ежедневное участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.
<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.
Приоритетные формы реализации программы: походы и экскурсии, экспедиции с последовательной организацией оздоровительной и профилактической работы, работы по сплочению коллектива и развитию творческих способностей детей.
Вело (и пеший) поход. Участие в походе позволяет ребятам познакомиться с достопримечательностями населенного пункта, других сел, более внимательно изучить свой край, повысить спортивное мастерство, приобрести умения и навыки в сфере туризма.
Экспедиция как форма реализации программы призвана развивать экотуризм (сельский туризм (отдых)). Программа предусматривает составление и изучение возможных маршрутов экотуризма, проведение экспедиций и работа с местными жителями по сбору старинных вещей, элементов народного фольклора в планируемый музей народного быта.
Активно реализуется программа через организацию однодневных палаточных лагерей детского отдыха, в том числе и семейного отдыха. Содержание тематического дня «День лесовичка» включает в себя работу традиционного однодневного палаточного лагеря «Лесовичок». Содержание тематического дня «День семейного отдыха» включает в себя работу однодневного семейного палаточного лагеря, где ребята вместе с родителями становятся участниками семейного фестиваля талантов «Семейное счастье», КТД «Семейные старты», операции «Семейный костёр».
Отдых на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение чёткого режима физически закаляют ребят. В совместном труде, в общих переживаниях походных событий рождаются товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к товарищам.
Организация занятости и отдыха детей и подростков в рамках реализации программы «Долина друзей» позволяет детям оздоровиться и отдохнуть, приобрести знания о мире вокруг и сформировать необходимые в жизни навыки и умения, даёт возможность развить ценные личностные качества, такие как: коллективизм, взаимопомощь, доброту, самостоятельность в принятии решений, способность принять на себя ответственность, коммуникабельность. Вовлечение подростков в социально-значимую и досуговую деятельность способствует пониманию и установлению сотрудничества между участниками программы.
Механизм реализации программы:
I. Подготовительный этап включает:
подбор (назначение) кадров;
комплектование отряда;
разработку документации.
II. Организационный этап включает:
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы;
подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Результативный эффект смены
укрепление здоровья;
пополнение жизни детей интересными социо - культурными событиями;
привитие навыков построения отношений на основе взаимопонимания и совместного творчества;
привитие навыков самообслуживания;
формирование комплекса знаний по организации мероприятий необходимых в работе в органах детского самоуправления;
формирование у школьников активной гражданской позиции;
уважение к родной природе.
Литература:
1. «В гармонии с природой», «Лето звездное, будь со мной!» / Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007, 2008.
2. Методическое пособие для организаторов досуговой деятельности в детском оздоровительном лагере /Владивосток, 2004г.
3. Современный вожатый. Методический сборник лагеря 'Надежда'