ТРАГИЧЕСКАЯ ПРАВДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В КНИГЕ И.БАБЕЛЯ «КОНАРМИЯ».
Submitted by Олег Константинович Ерин on Wed, 11/08/2010 - 16:32
ТРАГИЧЕСКАЯ ПРАВДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В КНИГЕ И.БАБЕЛЯ
«КОНАРМИЯ».
Цели.
1. Формировать объективное представление о событиях гражданской войны, отраженных в литературе.
2. Развивать умение определять идейное содержание произведения и способы его выражения.
3. Воспитывать гражданскую ответственность в оценке событий, происходивших в истории нашей родины.
Х о д у р о к а.
Мы – красные кавалеристы,
И про нас
Былинники речистые
Ведут рассказ.
О том, как в ночи ясные,
О том, как в дни ненастные
Мы гордо, мы смело в бой идём!
Веди, Будённый, нас смелее в бой!
Пусть гром гремит, пускай пожар кругом!
Мы беззаветные герои все,
И вся-то наша жизнь есть борьба!
«Марш Будённого»
Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далёк от дома, потому что разрушаем. Идём, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде.
«Красноармейский дневник» И.Бабеля
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Человек на войне… Эта тема, к сожалению, не так уж редко встречается в мире, где живёт человек. И мы с вами уже неоднократно обращались к ней на уроках, и каждый раз делалось это по-разному: знакомились с материалами учебников, где беспристрастно описываются исторические события (как это и положено произведениям научного стиля), ужасались и отрицали войну, встречаясь с её картинами на эпических страницах Л.Толстого, М.Шолохова, К.Воробьёва, В.Кондратьева…
Но можно на это событие посмотреть по-иному, изнутри, попытавшись понять позиции воюющих людей и тех, кто войну не воспринимает, попробовав стать такими же, как они, понять, за что люди ненавидят друг друга. Это, конечно, сделать очень сложно, несмотря на то, что каждый из нас достаточно хорошо информирован о войне благодаря нашим телекоммуникационным средствам. И тем более сложно определиться, когда речь идёт не просто о войне, а о войне Гражданской…
К произведениям, которые помогут нам прочувствовать это, относится сборник новелл Исаака Бабеля. Но прежде, чем мы обратимся к ним, давайте познакомимся с самим автором.
3. Выступление учащегося с докладом.
4. Подготовка к восприятию.
1. С темой Гражданской войны в литературе мы уже познакомились с вами, изучая роман А.Фадеева «Разгром», созданный непосредственным участником борьбы на Дальнем Востоке. «Конармия» также написана участником Гражданской войны и в основе своей содержит красноармейский дневник И.Бабеля.
Книга интересна прежде всего тем, что в ней отражена новая историческая реальность, возникшая в России после Октября 1917 года. Это событие вынесло на поверхность исторической жизни и сделало главным действующим лицом эпохи того, на кого классическая русская литература смотрела как на объект, достойный сочувствия, кто рисовался в образе «маленького человека». Представители именно этой категории людей, оказавшиеся в новых условиях, и являются действующими лицами новелл Бабеля.
Писатель переживает глубочайшую трагедию, связанную с войной, в которой он не видит правых и виноватых. Именно эту трагедию писателя мы и постараемся прочувствовать на сегодняшнем занятии.
Главное противоречие, в которое вступил автор, – мечта о новой жизни и способы, которыми её пытались построить. Именно оно и воплотилось художественно в сборнике «Конармия».
2. Кто является действующими лицами этого произведения?
Что вы знаете об этом воинском соединении, вошедшем в историю под названием - Первая Конная?
Именно о ней известный композитор Д.Покрасс написал своё произведение.
3. Прослушивание записи «Марша Будённого» Д.Покрасса.
4. Работа с эпиграфами
Вся страна распевала тогда этот бравурный «Марш Будённого». Бойцы Первой Конной были героями эпохи. А в личном дневнике Исаака Бабеля, тоже бойца Первой Конной, мы читаем совершенно другое.
Чтение эпиграфа №2.
Что такое панихида?
Чтение эпиграфа №1
Обратите внимание на последние строки «Марша». Как понять словосочетание «беззаветные герои»?
5. Работа со словарями С.Ожегова и В.И.Даля.
Какой вывод можно сделать?
6. Обобщение на основании сопоставления эпиграфов.
Именно эта беззаветность, фактическое отрицание божественных заповедей вызывает неприятие Бабеля – очевидца событий. Стремление изменить мир насильственно, мировым пожаром обязательно встречает ненависть, которая оборачивается ещё более трагедией. Всё это и постарался отразить писатель в своей книге.
7.Работа с произведением.
Обратимся теперь непосредственно к книге Бабеля.
Что является основной темой всей «Конармии»?
Обратите внимание на жанр произведения.
Это небольшие рассказы, мгновенные зарисовки, коротенькие истории. Перед нами сама музыка Гражданской войны с её стремительно меняющимися событиями.
Кстати, что можно сказать о событиях, которые изображаются в рассказах?
В подавляющем большинстве новелл военные действия либо не упоминаются совсем, либо являются только фоном.
Почему, на ваш взгляд, автор так поступает?
Очевидно, для него это не так важно.
Что же тогда важно показать Бабелю?
Для писателя важно попытаться осмыслить всё то, что зовётся Гражданской войной, психологию человека, находящегося на этой войне.
Это видно в каждом рассказе сборника.
8. Анализ рассказа «Переход через Збруч».
Эта новелла открывает сборник.
Как композиционно строится произведение?
Предельно насыщенный фактами абзац является экспозицией.
Затем перед нами пейзажная зарисовка. Что обращает на себя внимание?
Пейзаж, поначалу безмятежный в своём спокойствии, сменяется сравнением, которое сразу же заставляет насторожиться. Всё дальнейшее уже не может оставить равнодушным.
Следующая часть - некое подобие описания интерьера. Какое впечатление он производит?
Детали погрома показывают экстремальность ситуации. Война перемешала низость и духовность, под сомнение поставлена ценность самой человеческой жизни.
Обратите внимание, кто является действующими лицами в этом рассказе.
Помимо рассказчика это беременная женщина и мёртвый старик.
Какой напрашивается вывод?
Жизнь и смерть находятся рядом.
Какой неожиданный ход предпринимает автор в своём произведении, чтобы привести читателя к разделению собственных взглядов?
Герой засыпает рядом с мёртвым стариком.
Для чего нужно автору подобный поворот действия?
Мёртвый старик – персонифицированная смерть – близкая, каждодневная, неизбежная, к которой постепенно привыкают. Невольно иначе начинает восприниматься и название рассказа. Это не просто переправа через реку, это своеобразный переход героя из одного состояния в другой – от жизни к смерти.
9. Анализ рассказа «Гедали».
Кто является главным действующим лицом произведения?
Как принято называть в русской литературе таких героев?
В каких строках содержится основная мысль рассказа?
К какому выводу подводит автор читателя этим рассказом?
10.Что такое гражданская война, наглядно показывает рассказ «Письмо».
Каков внутренний нерв этого рассказа?
11. Возвращаясь к ранее названному роману А.Фадеева «Разгром», давайте вспомним, какие ключевые проблемы были поставлены в этом произведении?
12. Ответы учащихся.
Как мы видим, в произведении И.Бабеля эти вопросы также нашли своё отражение. И не только нашли, но и в некотором роде перекликаются. Какое произведение в этом плане наиболее характерно?
13.. Работа с текстом рассказа «Смерть Долгушова».
Какие строки обращают на себя внимание в этом произведении?
В чём их глубокий смысл?
Вывод.
Создавая своё произведение, Бабель фактически постарался показать, что мечта о новом мире, которая так долго воспевалась людьми искусства, являвшимися духовной совестью страны, оказывается несостоятельной, когда за её воплощение берутся люди приземлённые, не считающиеся ни с одним положением ранее существовавшей морали. И это трагедия, причём не только писателя Бабеля, а всей страны.
Домашнее задание.
Сопоставить (на выбор)
Эпизод «Смерть Фролова» в романе А.Фадеева «Разгром» и рассказ И.Бабеля «Смерть Долгушева».
Рассказ И.Бабеля «Письмо» и рассказ М.Шолохова «Родинка».
На: ТРАГИЧЕСКАЯ ПРАВДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В КНИГЕ И.БАБЕЛЯ