Зрительный ряд: Репродукции картин: Б. Кустодиев "Масленица", К. Юон "Весна в Загорске", Ф. Малявин "Вихрь"; импровозированная витрина с коллекцией произведений народного декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова "Ярмарка", скоморошьи потешки, скороговорки.
Музыкальный ряд: народные песни, Н. Римский-Корсаков "Снегурочка", Р. Щедрин "Озорные частушки".
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Знакомство с темой и целями урока.
Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по созданию коллективного панно на тему "Народные праздники" в цвете. На прошлом уроке мы вместе решили изобразить "Ярмарку в русском городе". Эпиграфом к нашим урокам мы взяли мудрую русскую поговорку "Веселье лучшее богатство". Давайте вспомним содержание нашей композиции.
III. Вступительная беседа.
Что такое народные праздники, принимают ли в них участие дети? Где их проводили?
Кто приезжал на ярмарку? Кого мы решили изобразить на нашем панно, как они должны выглядеть?
Кто такие коробейники, чем они торговали?
Кого называли скоморохами, что они умели делать?
Как одевался народ? Какие качества ценили в женщине?
Что считали главным в мужчине?
Какие русские художники изобразили красоту русского человека?
IV. Работа с репродукциями картин.
Звучит фонограмма Н. Римского-Корсакова "Снегурочка"
Давайте посмотрим народные праздники на репродукциях картин Бориса Кустодиева и Константина Юона.
Красочные, весёлые картины. А люди какие нарядные, торжественные! пришли на других посмотреть и себя показать. Представьте себя на ярмарке среди разнообразных товаров. Ярче солнца наряд соломенных игрушек, ярче радуги глиняные игрушки-свистульки, почти как унас на "ярмарочной витрине" в классе. На площади не умолкает хохот, разговоры, шум, музыка. начинается представление бродячего кукольного театра, который покажет весельчака Петрушку. А вот и скоморохи - русские потешные молодцы - пришли на ярмарку шумной ватагой народ потешить. В стороне от торговых рядов веселится народ. В вихре танца закружились девицы-красавицы в ярких нарядах.
Посмотрите, какими их изобразил на совей картине "Вихрь" Филипп Малявин. Какие нарядные у них костюмы.
V. Инсценировка "Ярмарка".
А теперь поиграем в ярмарку. Друг для друга вы приготовили сюрпризы, сценки из ярмарочной жизни. Послушаем друг друга.
1) ЗАЗЫВАЛЫ:
На ярмарку! На ярмарку! Спешите все друзья!
Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья!
А теперь, покажи-кка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркало смотрятся, прихорашиваются! (Медведь показывает)
Покажи-ка теперь всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет. (Мишка надевает косынку, танцует по русскую народную музыку вразвалочку)
А теперь дорогие зрители мы дальше пойдём!
Уж мишутка утомился! И народу поклонился!
5) Скоморохи Фома и Ерёма (окают).
Здорово, брат Ерёма! - Здорово, брат Фома!
Куда путь держишь? - Да, на ярмарку иду!
На работу - так позади последних, а как на ярмарку наперёд первых!
А кто же тебе про ярмарку сказал? - Кума сказала!
А кума откуда знает? - кума всё знает, что на свете делается!
А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке? - Бывал!
Велика? - Не мерил!
Сильна? - Не боролся!
А кого на ярмарке видел? - Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у ней узенькие, а лоб широкий!
Это вендь медведь был? - Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой!
Да это волк! - Всё ты брат говоришь не в толк!
Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку попрыгивает, да от собак убегает!
Это же заяц! - Какой там заяц!
Я прежде зайца знал! Заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелётываеть да почирикивает! - Да ведь это же горностай! И байки, брат, сказывать-то перестань!
6) Коробейник:
Вдоль ярмарки во конец шёл удалый молодец.
Не товар продавать - себя людям показать!
Бубны! Румбы! Трещётки! Ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в ряд! Выбирайте подряд!
Красиво - приятно, для всех занятно!
7) Хоровод и исполнение частушек.
Исполняется танцевальная зарисовка под музыку "Калинка"
Песенное соревнование - исполнение частушек командами мальчиков и девочек "Кто кого перепоёт?"
VI. Самостоятельная работа (по группам и индивидуально). А теперь, когда весёлой игрой, шуткой да песней мы создали атмосферу праздника, постарайтесь передать её красками в рисунке (во время работы звучит музыка).
VII. Подведение итогов. составление панно.
VIII. Заключение:
Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт.
Ты играй моя гармошка, ты, подруга, подпевай,
мастеров Руси великой во весь голос прославляй.
Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!
IX. Домашнее задание: подготовиться к уроку по обобщению темы.