Родительское собрание
«Положительные эмоции и их значение в жизни человека»
Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и
блаженствовать. Всякая другая жизнь – смерть.
В. Г. Белинский.
Задачи:
1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека эмоциональной сферы, положительных эмоций.
2. Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.
2. Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Подготовка к собранию.
1. Выставка рисунков «Радости и горести окружающего мира».
2. Создание учащимися рассказа «Счастье».
3. Оформление родителями таблицы «Эмоциональные реакции родителей при взаимодействии со своим ребенком».
4. Анкетирование учащихся и родителей.
Ход собрания.
1. Вступительное слово.
Вспомните, пожалуйста, фильм «Доживем до понедельника» и фразу, сказанную одним из героев: «Счастье – это когда тебя понимают».
Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают?
Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт?
Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда?
2. Анализ анкет и таблицы совместно с родителями.
2. Анализ родителями ситуаций из жизни класса.
Родители обсуждают ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо решить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, и она не вызывала у него негативных эмоций.
А. Ваш ребенок опять получил плохую оценку по предмету. Накануне он долго учил, а результат плачевный.
Б. Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!». Ребенок не реагирует.
В. Ваш ребенок ничего не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаете, что он ведет себя в школе плохо.
Г. Ваш ребенок перестал с вами общаться, сторонится вас, и в школе на него постоянно жалуются.
4. Анализ анкетирования учащихся.
5. В дневник родителей.
Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я - хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной сто-то не так», «я – плохой».
2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Её ценность зависят от того, что мы туда бросаем.
3. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
4. Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
10. Заводите в семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям:
· перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
· придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
· в выходной обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;
· посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
· на ночь услышать доброе пожелание;
· в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
· вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый пирог, а с папой просто поговорить по душам;
· посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Приложение.
1). Анкета для родителей.
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего
ребенка? Как вы это делаете?
2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш
взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите
Примеры.
2). Анкета для учащихся.
Прочти внимательно предложение и продолжи его:
1. Я злюсь, когда мои родители…
2. Я радуюсь, когда мои родители…
3. Я счастлив, когда…
4. Я переживаю, когда…
5. Я возмущаюсь, когда…
6. Я протестую, когда…
3). Таблица «Эмоциональные реакции родителей при взаимодействии со своим ребенком».
Мои реакции
|
Редко
|
Иногда
|
Часто
|
Очень часто
|
Никогда
|
Ситуации, вызывающие такую реакцию
|
Яростный взрыв
|
|
|
|
|
|
|
Крик
|
|
|
|
|
|
|
Попытка перекричать ребенка
|
|
|
|
|
|
|
Прерывание ребенка
|
|
|
|
|
|
|
Настаиваю на своем мнении
|
|
|
|
|
|
|
Доказываю свою правоту
|
|
|
|
|
|
|
Упреки
|
|
|
|
|
|
|
Наставления
|
|
|
|
|
|
|
Ультиматумы
|
|
|
|
|
|
|
Сведение счетов
|
|
|
|
|
|
|
Едкие замечания
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Родительское собрание "Положительные эмоции и их значение в
На: Родительское собрание "Положительные эмоции и их значение в
Материал предложенного собрания можно использовать в работе классного руководителя.
Кузьмичева И. В.
На: Родительское собрание "Положительные эмоции и их значение в
Полезная информация, которую можно использовать на уроках классного общения.
Халимова (Бардаль) Лиана Муслимовна