Submitted by Мария Михайловна Закревская on чт, 05/08/2010 - 03:33
Ход
1.Монтаж о детстве Марины. Участвуют пять учеников. Использованы материалы работы Виктории Швейцер «Быт и бытие» М. Цветаевой, «Воспоминания Анастасии Цветаевой», эссе М. Цветаевой «Мать и музыка», письмо М. Цветаевой к В. Розанову.
2. Учащиеся делают вывод о том, в какой атмосфере прошло детство Марины.
3. Обращение к тексту эссе «Мой Пушкин». Предлагаются вопросы для беседы по тексту.
4. Выводы делает учитель. На доске появляется запись в виде схемы, отражающая «уроки», вынесенные девочкой из общения с памятником:
1)Урок масштаба –
2)Урок иерархии-
3)Урок материала-
4)Урок цвета-
Вторая часть схемы заполняется учениками с помощью учителя. Можно предложить такие понятия: творческий рост, вечность, духовный путь - и попросить ребят распределить их между 1-3 положениями схемы.
5.Самый сложный из всех «уроков» - «урок цвета». В эссе преобладает черный цвет.
Но Марина не раскрывает нам его тайну. Ищем ответ в ее стихотворениях.
6.Выступления учащихся по карточкам. На них цитаты из произведений Цветаевой,
где обговаривается черный цвет.
7.Используем интерактивную доску, на которой заранее появляется черный квадрат.
В результате ответов учащихся по 1-4 карточкам возникает схема (вывод), представляющая все значения черного цвета у Цветаевой.
Озарены болью
Просветлены болью
8.Вывод. Таким образом, «урок цвета» помогает нам понять основу мировосприятия
Марины Цветаевой, следовательно, ее поэтический мир. Становится понятной фраза из
эссе «Мой Пушкин»: «Я тогда же и навсегда выбрала черное, а не белое: черную долю,