Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Я - гражданин России"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Матюхина Ирина Яковлевна
Место работы, должность: 
МОУ Высоковская СОШ Таловского района Воронежской области
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
дать первичные представления о понятиях «гражданин», «Конституция», «права и обязанности граждан»; расширить кругозор учащихся; воспитывать патриотизм, любовь к Родине
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Физическая карта России

Используемая методическая литература: 

Книги "Конституция", "Всеобщая Декларация прав Человека", "Конвенция о правах ребёнка", "Права и обязанности граждан"

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедиапроектор

Используемые ЦОР: 

Таблицы "Государственная символика России"

Краткое описание: 
Занятие знакомит детей с понятиями "Конституция", "гражданин", "права и обязанности граждан". Оно проходит в форме игры-соревнования между двумя командами "Калинка" и "Малинка". Использование компьютера делает урок ярким, запоминающимся, интересным.

 Познавательная игра в 4 классе

«Я – гражданин России»
Цели занятия:
- дать первичные представления о понятиях «гражданин», «Конститу­ция», «права и обязанности граждан»;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Оборудование: символы государства: герб, гимн, флаг; 4 книги: «Конституция», «Всеобщая Декларация прав Чело­века», «Конвенция о правах ребенка», «Права и обязанности граждан»; конкурс рисунков «Нет милее и краше, чем Родина наша», компьютер, проек­тор, презентация (Приложение 1).
Эпиграф занятия:  «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов) 
Ход занятия
Учитель.Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня здесь пойдет разговор о самом главном и важном для каждого из вас - о Родине, о России. Родина - это очень много. Это и тро­пинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом.
- Почему мы её так называем РОДИНА? Подберите однокоренные слова.
(Родина, родной, родители, родимый, родиться, родня, родовитый)
-Что объединяет все эти слова? (Корень –род-. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.)
    Со словом «родина» тесно связаны слова «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека.  Наша Родина – это Россия.
- Почему Россию мы называем Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши.)
-   К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.
- Как ещё мы часто называет нашу Родину? ( Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.)
Откуда начинается Россия?
В.Боков
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя. 
- О чём это стихотворение?
-  Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
- Тема нашего занятия «Я – гражданин России». Мы должны понять, что значит быть гражданином? Предлагаю вам немножко поиграть и посоревноваться. Бороться с трудностями будут две команды – «Калинка» и «Малинка». Вам предстоит сегодня доказать, что вы являетесь достойными гражданами своей страны. Оценивать конкурсы будет уважаемое жюри в составе…
Разминка.
Отношение народа к Родине выражено в пословицах.
- Я начинаю, а вы продолжайте…
Человек без Родины … (что соловей без песни).
Родина-мать, …( умей за нее постоять).
 Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить-…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй). 
- Какими качествами должен обладать каждый гражданин своей страны? (Быть ответственным, правдивым, чувствовать свою принадлежность к государству.)
-  Какие символы государства вы знаете? (Герб, гимн, флаг.)
- При исполнении гимна России прошу всех встать. (Звучит гимн России)
-Что же такое гимн?  
Ученик. Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на международных соревнованиях.  Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Но гимн мы слушаем и в других случаях: в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы. 
- Государственная символика является частью истории и культуры страны. И сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия. 
1 конкурс «Символы России»
Конкурс состоит из трёх этапов.
- Догадайтесь, о каком символе идёт речь. Это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб) 
I этап. Найди на слайде герб России.
Ученик. Герб – это отличительный знак. Который есть у всякого государства. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
Учитель о гербе школы.
    На фоне солнечного неба, символа жизни, изображена распахнутая дверь в страну знаний, куда зовёт нас весёлый школьный звонок. Сова – символ мудрости. Пчела – символ трудолюбия. Голубь – символ мира и демократии.
-А теперь о каком символе страны идёт речь? Это прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг) 
II этап. Найди на слайде флаг России.
-Сколько на нём горизонтальных полос?
-Какого они цвета?
Ученик. Эти цвета появились неслучайно. Белый цвет означает мир, чистоту. Синий цвет – небо, верность и правду. Красный – храбрость. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований и в случае победы спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжеств и праздников. Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет!
Учитель о флаге школы.
Символичны все цвета радуги на флаге МОУ Высоковской СОШ. Их объединяет мир, солнце, свет, дружба, ясность наших мыслей и путь к успеху. 
III этап. Дети разгадывают кроссворд «Государственная символика России».
Приложение 2 
 По горизонтали:
3. Имя воина, изображённого на гербе России.
7. Как называют воина, который сражается на коне.
9. Столица нашей Родины.
10. Главный символ (эмблема) любого  государства.
11. Какого цвета щит на гербе России?
По вертикали:
1. Золотой шар с крестом наверху.
2. Птица, изображённая на Российском гербе.
4. Как иначе называется флаг?
5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?
6. Жезл – символ власти – это…
8. Сколько голов у орла на гербе России?
10. Торжественная песня – символ государства. 
- «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова К.Паустовского. И сердцем нашей большой Родины является самый красивый город на свете, и имя ему, о том знает каждый россиянин, - Москва.
- Как ещё называют Москву? (Столица государства Российского)
- Найдите в толковых словарях значение этого слова.
Столица – главный город государства, как правило, место пребывания правительства.
- Скажите, столица есть только у России? 
Стихотворение о Москве
А. Барто
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
- «Я – гражданин России». Когда человек произносит эти слова, его переполняет чувство гордости за свою страну. А как вы понимаете слово «гражданин»? Определим значение этого слова.  
2 конкурс  «Определи значение слова»
Командам предлагается 3 варианта слова «гражданин». Они должны выбрать одно - наиболее полное и верное.
1. Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязан­ностей.
2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и посту­пающее в соответствии со здравым смыслом.
3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и поступающее по своему усмотрению. 
- Так вы являетесь гражданами нашей страны?
-  Все права и обязанности записаны в основном за­коне нашего государства. Как он называется, вам сейчас предстоит вспомнить, собрав из рассыпавшихся букв его название. 
3 конкурс «Слово рассыпалось»
      Конституция - основной закон государства, определя­ющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. В этом году мы отмечаем 16-летие нашей Конституции.
– Что такое право? Найдите толкование в словаре.
Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
- Какие же права и обязанности есть у граждан – у вас? Их много, и некоторые из них вы уже знаете. На экране вы видите некоторые статьи Конститу­ции РФ :                              
 Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 22. Каждый имеет право на сво­боду и личную неприкосновенность.
Статья 27. Каждый имеет право сво­бодно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 40. Каждый имеет право на жи­лище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 
4 конкурс «Викторина «Право»
- В каких сказках нарушены права героев? (На экране даются вариан­ты ответов.)
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
А.Н.Толстой «Золотой ключик»
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
Ш.Перро «Золушка»
Ш.Перро «Красная Шапочка»
«Заячья избушка» русская народная сказка 
Вопросы:
  1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
  2. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?
  3. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
  4. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
  5. В какой сказке нарушено право на свободу и личную неприкосновенность?
Музыкальная пауза, звучит песня о Родине 
Учитель. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей декларации прав человека. У детей тоже есть права, они записаны в Конвенции о правах ребёнка, которая была принята 20 ноября 1989 года ООН.
Конвенция – международный договор по какому-нибудь определённому вопросу. 
5 конкурс «Право имею!»
Вот некоторые права, которые вошли в Конвенцию. Но случилась беда, произошёл сбой в программе компьютера, и в слайдах обнаружились ошибки. Давайте наведём порядок.
Приложение 3
-  Я хочу прочитать вам ещё одну статью Конституции: «Способность иметь гражданское право и нести обязанности признаётся в равной мере за всеми гражданами». Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания, ограничено обязанностью, не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека.Это ваша обязанность.
- А что такое обязанность? (Дети ищут толкование слова в словаре Ожегова.)
Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (с.442)
- Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.
- Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.
1. Прилежно учиться.
2. Выполнять требования учителя, дежурных.
3. Соблюдать технику безопасности.
4. Беречь школьное имущество.
5. Выполнять распорядок дня.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7. Уважать права других.
- Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.)
-  Пройдёт немного времени и у вас появится ещё одно гражданское право. Когда вам исполнится 18 лет, вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти. Может быть, среди вас сидит будущий президент.
- Кто такой президент? ( Президент РФ является главой государства. Избирается сроком на 4 года гражданами России тайным го­лосованием. Им может быть избран гражданин РФ не мо­ложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более 2-х сроков подряд.) 
6 конкурс «Президент»
    В 1991 году наша страна взяла курс на демократическое развитие. Кто был первым президентом России? Кто является действующим президентом России?
а) М.С.Горбачёв
б) Б.Н.Ельцин
в) В.В.Путин
г) Д.А.Медведев 
7 конкурс «Обращение к президенту России»
В нескольких предложениях выразите президенту свои просьбы и предложения. 
Жюри подводит итоги.
Учитель. Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны на­шей великой страны, ее многовековой истории и подви­гов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше пу­тешествие словами великого русского поэта Н. А. Некра­сова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достой­ными гражданами своей страны.

Звучит гимн школы.

Прикрепленный файл Size
Приложение 1.ppt 9.81 MB
Приложение 2.doc 25.5 KB
Приложение 3.doc 32 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Диляра Мансуровна Хусаинова

На: "Я - гражданин России"


Уважаемая Ирина Яковлевна! Очень интересное и познавательное мероприятие! Желаю успехов в дальнейшей работе!!!!

с уважением хусаинова диляра мансуровна



На: "Я - гражданин России"


Ирина Яковлевна! Спасибо за интересную игру. 



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн