самостоятельной работы – выполнение индивидуальных заданий по карточкам;
игры – игры «Собери яйцо», «Накорми птенцов», викторины «Бей ответом прямо в цель», «Птичьи секреты», компьютерная игра «Знатоки».
ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедиа, экран, чучела птиц, записи голосов птиц, плакаты с изображением птиц, Красная Книга Тамбовской области (животные), выставка книг о птицах, карточки-задания, карандаши, ручки; для украшения зала: вазы с цветами, бумажные птички.
ОФОРМЛЕНИЕ:
зал украшается воздушными шарами, бумажными силуэтами птиц; на сцене – столы с чучелами птиц для конкурсов «Определение чучел птиц» и «накорми птенцов».
План
1. Вступление. Чибис – птица-символ 2010 года.
2. Конкурсная программа:
1)конкурс «Птичьи голоса»,
4) компьютерная игра «Знатоки»,
5) конкурс любознательных «Птичьи секреты»,
6) игра-конкурс «Собери яйцо»,
7) игра-конкурс «Накорми птенцов».
3. Подведение предварительных итогов городского конкурса «Скворецжилстрой».
Сегодня у нас праздничное весеннее настроение. Апрель - макушка весны, распахнул голубое небо. С каждым днем оживает природа, идет массовый прилет птиц. Сегодня, придерживая традиции, мы проводим городской праздник, который посвящается пернатым друзьям.
С 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот лень мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц - не сад, лес без птиц - не лес! Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок.
Сегодня мы говорим им спасибо, сегодня праздник в их честь. Талисманом 2010 года стал чибис.
Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение - все это делает птиц чудесным украшением природы. Не случайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам.
И птицы не только украшают природу, большинство их приносит пользу человеку.
Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты.
Итак, наш праздник как всегда пройдет в виде конкурсов.
Участие примут юннаты всех школ города. Вы, сидящие в зале, сегодня не просто зрители, а участники и болельщики. Но в финальном конкурсе примут участие не все. Те, кто проявит максимум настойчивости и эрудиции, сможет достигнуть заветного рубежа.
Ваши старания будет оценивать жюри (представляет членов жюри). За правильный ответ – 1 эко (жетон).
Удачи вам, друзья!
Итак, приступаем к конкурсам.
1. Конкурс «Птичьи голоса»:определение видов птиц по голосам.
Включаются записи голосов птиц; правильно назвавший, какой птице принадлежит голос получает жетон.
2. Конкурсы «Определение чучел птиц», «Эрудитов».
Конкурс «Определение чучел птиц» проводится при добровольном участии 6 – 8 обучающихся. Конкурс проводится на сцене зала. Участникам предлагается определить чучела 6 – 8 видов птиц, которые находятся на столах и пронумерованы. Участники на листах бумаги записывают определенные ими виды в соответствии с их номерами. На выполнение задания дается 5 -7 мин. Выполнение задания контролируется педагогом, отвечающим за конкурс. Затем жюри конкурса проверяет работу и определяет победителя.
Во время проведения конкурса по определению чучел, с залом проводится
Конкурс «Эрудитов»:
1 Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? (певчий дрозд)
2 У какой птицы хвост «горит»? (горихвостка)
3У какой птицы голубые глаза? (галка)
4 у какой птицы тело покрыто не перьями, а чешуйками? (пингвин)
5 Как общаются безголосые птицы, т. е. птицы не поющие? (щелкают клювами, «барабанная дробь» о дерево клювом, ударяют крылом о крыло – козодой, продувают воздух сквозь клюв, опуская голову в воду – выпь)
За правильный ответ – 1 жетон.
3. Конкурс сообразительных «Бей ответом прямо в цель».
Каждому участнику будет задаваться вопрос.
Ответ должен последовать незамедлительно. Если кто будет затрудняться, вопрос переходит к следующему участнику. Кто ответит на наименьшее число вопросов - выбывает.
1. Какая у нас самая маленькая птица? /королек, крапивник/
2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? /тетерева, рябчики, куропатки/
3. Назовите самую маленькую птицу в мире? /колибри/
4. Чем восполняют птицы отсутствие зубов? /камушками в желудке/
5. Какая птица самая крупная у нас в стране? / дрофа/
6. Какая птица самая крупная в мире? /африканский страус/
7. Каких птиц больше всего на Земле? /кур и воробьев/
8. У какой птицы на крыльях когти? /гоацин/ 9. Что внутри птичьих костей? /воздух/
10. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду? /оляпка/
11. Дышит ли цыпленок в яйце? /через поры в скорлупе/
12. Какая птица выводит птенцов в любое время года? /клест/
13. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? /одинаковая/
14. Почему нельзя трогать яйца в гнездах? /птица бросает гнездо/
15. Птенцы какой птицы не знают своей матери? /кукушка/
16. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? /зимородок/
17. Какая птица летает быстрее всех? /стриж/
18. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? / лирохвост/
19. Труп какой птицы долго не разлагается? /клест/
20. Какая птица штукатурит свое гнездо гнилушками? /певчий дрозд/
21. У каких птиц самки больше и сильней самцов? /у хищных/
22. У какой птицы всего два пальца на ногах? /африканский страус/
Итак, просим жюри подвести итог первого конкурса.
4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА «Знатоки»: участники самостоятельно выбирают номинацию и номер вопроса, при правильном ответе на вопрос участник продолжает игру, при неправильном ответе – право выбора переходит другому игроку; ответы на вопросы 1-3 оцениваются 1 баллом, на вопросы 4-5 – 2 баллами.
5. КОНКУРС ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ «ПТИЧЬИ СЕКРЕТЫ»
По описанию нужно определить, о какой птице идет речь.
Рассказ - загадка № 1
Маленький слепой птенец тащит на спине тяжелый груз: другого птенца. Осторожно подвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает вниз голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него «на закорках», падает из гнезда на землю. Птенец - агрессор скатывается на дно гнезда ... Минут 1 0-15 отдыхает и вновь поднимается на неокрепшие ножки. Тоже самое он проделывает с другими своими братьями. Делает он это, подчиняясь приказу инстинкта. ( Кукушонок)
Рассказ - загадка № 2
Дело было в Сибири. На зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. В одном месте учитель показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица приняла зиму за весну, и строит гнездо». На что учитель сказал: «Питаются эти птицы семенами хвойных деревьев, и в поисках урожая семян сосны и ели они кочуют с места на место. Так как семена хвойных пород созревают только поздней осенью или зимой, то птицы начинают гнездиться в это суровое время, потому что птенцов они выкармливают тоже семенами. (Клест)
Рассказ - загадка № 3
Однажды в морозный февральский день я шел вдоль реки. По краю проруби прыгала белогрудая птичка ростом со скворца. Чтобы лучше ее рассмотреть я сделала к ней несколько шагов, и вдруг птичка с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Стоя над прорубью я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну. В одном месте она задержалась, повернула клювом камешек и вытянула из-под него водяного жука. Перья этой птички смазаны слоем жира. Спустя полминуты - птичка выскочила из соседней проруби. Ну и птица! Настоящий водолаз! ( Оляпка)
6. ИГРА-КОНКУРС «СОБЕРИ ЯЙЦО».
Для участия в этом конкурсе просим выйти из зала четырех человек. Вы получите конверт с разрезанными на кусочки бумажным яйцом. Приз получит тот, кто быстрее составит из кусочков целое яйцо.
7. ИГРА-КОНКУРС «НАКОРМИ ПТЕНЦОВ»
Для участия в этом конкурсе приглашают четырех участников двух мальчиков и двух девочек. На столах приготовлен корм для птенцов. В выкармливании принимают участие оба родителя. Вы будете переносить корм парами (правую ногу одного участника связать с левой ногой другого участника). Ваша задача - как можно быстрее перенести ложкой корм из одной тарелки в другую. Побеждает та пара, которая первой справится с этим заданием.
Ведущий:
Подошла к концу наша конкурсная программа, посвященная международному Дню Птиц. Птицы – наши верные друзья, защитники урожаев, лесов, лугов. Давайте же будем беречь их, подкармливать их, изучать их, чтобы лучше заботиться о них.
Дорогие ребята! Завершаем нашу программу стихотворение К. Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда»:
Не разоряйте птичьего гнезда, -
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора,
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на Земле живет из дома.
Источники
1.Хелен М. Стивенс. Птицы. – М.: Ниола-Пресс, 2006. – ил.
2.Бугаев А . Птицы. Школьный путеводитель. – М.: СПБ.: БКК, 2007. – ил., 96 с.
3.Владимир Бейчек, Карел Штястны.Птицы, илюстрированная энциклопедия. – М.: Лабирит ПРЕСС, 2004 г., 288 с.
4.www.ptizy.ru
5.ru.wikipedia.org/wiki/
6.birds.clow.ru
7.ptici.narod.ru
8.www.ecosystema.ru/08nature/birds/index.htm
Литература для обучающихся и родителей
1.Егорова Т. Г. Птицы в городе, рядом с нами: Книга по природоведению для занятий с детьми в начальной школе. - М.: Школьная Пресса, 2002 г. – ил., 32 с.
2.Сборник «Моя первая книга о природе». Дикие животные. Птицы. Рыбы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 г. – ил., 76 с.
3. Галушин В.М.Хищные птицы леса. Жизнеописания. Проблемы. Решения. – М.: "Лесная промышленность", 1980 г., 158 с., с илл.
2) конкурсы «Определение чучел птиц», «Эрудит», 3) конкурс сообразительных «Бей ответом прямо в цель»,