К. Чюрленис "Совсем другая музыка"
Неразлучны в России живопись, музыка, поэзия, проза. Вместе они образуют единый, могучий поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры.
А. Блок
Интерес к проблеме взаимоотношения музыки и художественной литературы имеет многовековую историю. И все же далеко не все вопросы взаимовлияния музыки и литературы, как составных частей духовной культуры, заполнены и расшифрованы. В последние годы вопросы синкретики искусства и культуры стоят особенно остро, так как уже нет необходимости доказывать значение духовного развития учащихся, а развитие креативности и эмпатичности подразумевает построение школьного урока по законам искусства. Говоря о гуманизации образовательного пространства, мы подразумеваем развитие образного мышления, на основе диалогичного постижения окружающего мира. Все это возможно достичь при овладении учащимися специфическим языком – языком искусства. Но пока это в идеале, а начинать нужно, видимо, с поисков взаимодействия двух родственных предметов – художественной литературы и музыки. Еще в 1922 г. Б. В. Асафьев писал: «В силу того, что изучение литературы и поэзии в школе всегда представляло из себя тот мост, то соединяющее звено, посредством которого искусство вливалось и проникало в нее, - теперь с внедрением в школу и музыки неизбежно наступает момент тесного соприкосновения поэзии и музыки, момент крайне важный, ибо в нем скрещиваются автономные права той и другой. Как неизбежный процесс этого соприкосновения и просачивания выступает потребность преломления того или иного поэтического произведения сквозь призму музыки. В дальнейшем углублении этого процесса возникают уже проблемы отражения в музыке поэтического творчества, как отдельных писателей, так и целой литературной эпохи».
Эти слова не устарели. В сближении курса литературы с музыкой (изобразительным искусством) мы видим дополнительные способы повышения эффективности урока гуманитарного цикла.
Обнаружение связи между искусствами, возможно, вначале самых элементарных (сюжет), привлекает внимание учащихся и побуждает к сравнению, пусть даже неосознанному. На практике такое сравнение, как правило, происходит стихийно. Задача школы – сделать сравнительный анализ различных искусств системой. Великий физиолог И. М. Сеченов недаром считал способность сравнения самым драгоценным умственным сокровищем человека.
Однако на практике решение проблемы связи искусств отработано недостаточно, так как программы учебных курсов разобщены между собой. Музыка воспитывает культуру чувств, которая является своеобразным показателем духовного развития человека. Развитие духовных способностей в школе имеет огромное значение, однако, к сожалению, преподавание литературы апеллирует больше к уму, памяти, а не к сердцу.
Поэтому мы предлагаем на страницах сообщества начать совместно изучать специфику языка литературы, музыки и живописи (на основе интеграционной сущности искусства) в контексте гуманитарного образования, что позволит нам с Вами реализовать следующие задачи:
- актуализировать художественно-образные представления и установить взаимосвязи оценочных суждений об искусстве и навыков самооценки;
- обобщить и систематизировать накопленные знания в области решения проблемы синтеза искусств;
- дать целостное представление об особенностях синтеза пространственных и непространственных видов искусств;
- рассмотреть основные модели взаимодействия разнородных видов искусств;
- привить навыки анализа произведений искусства с учетом их взаимосвязей с другими видами искусства;
- определить на каких основаниях, с помощью каких методов осуществляется синтез.
- сформировать целостное представление о художественной образности и выразительности языка искусства.
При интерпретации любого явления искусства, художественного текста перед исследователем встает вопрос о возможности углубления знаний посредством применения сравнительного, типологического, исторического, системного и других видов анализа смежных видов искусств, отраженных прямо либо косвенно в данном произведении.
Данный анализ позволит ответить на следующие вопросы: на каком основании, с помощью каких методов осуществляется синтез, каким образом смежные виды искусства способны раскрыть сущность художественного произведения, что позволит более разносторонне, достовернее и глубже проникать в суть явлений культуры и искусства. А кроме того, мы научимся разрабатывать уроки (фрагменты уроков), программы, которые на основе синтеза искусств, позволят развить духовные способности человека.
|
Синтез искусств
Автор плэйкаста: puniasha
Создан: 22 марта 2010 22:56 |
|