Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Песенность в вокальном жанре (церковные песнопения)

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова
Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on чт, 08/07/2010 - 00:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Корнилова Лариса Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ Татановская СОШ, учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
знакомство с музыкой русской православной церкви как части художественной культуры России.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Херувимская песня № 7 Бортнянского (за­пись), иллюстрации икон Богоматери Владимирской, В. Васнецова; «Богоматерь с младенцем», Рафаэль «Сикстинская мадонна», иллюстрации соборов, церквей, «Мадонны» Рафаэля; запись арии «Аве Мария» Шуберта.

Используемые ЦОР: 

слайдовая презентация

Краткое описание: 
на данном уроке учащиеся знакомятся с русской духовной музыкой

 


Урок 6

 

Тема: ПЕСЕННОСТЬ В ВОКАЛЬНОМ ЖАНРЕ.

 

ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Цель: знакомство с музыкой русской православной церкви как части художественной культуры России.
Оборудование: Херувимская песня № 7 Бортнянского (за­пись), иллюстрации икон Богоматери Владимирской, В. Васнецова; «Богоматерь с младенцем», Рафаэль «Сикстинская мадонна», иллюстрации соборов, церквей, «Мадонны» Рафаэля; запись арии «Аве Мария» Шуберта.
Организация   урока: построение, вход под музыку «Утро» Э. Грига, музыкальное приветствие.
 

Ход урока

 

I. Беседа о церковной музыке.

 

Слово учителя.

­       Есть музыка, которая передает настроение, связанное с обра­зами природы, внешней картины природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, чувства и мысли, связан­ные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, про­светляет ее. Такая музыка звучит в церкви.
­       Кто из вас когда-то посещал собор или церковь, кто был на службе?
Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Бо­городице посвящают свои творения художники и скульпторы, по­эты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богоро­дице - Дева Мария, царица Небесная, Мадонна, есть обращение - Всепетая.
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах...
 

А. Пушкин

 Посмотрите на «Сикстинскую мадонну» Рафаэля.
Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя.
 

Данте

 «Прослушивание «Аве Мария» Шуберта.
Ave Maria - лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria - лампада тиха,
 Я прошептал все четыре стиха.
 

А. Фет

­       Что вы можете рассказать об этой картине и этой музыке?
(Тихая, печальная, величественная, прославляет Божью благо­дать, очищает душу, музыка близка сердцу каждого человека, попятна ему. Достоинство, благородство, спокойствие, величие, простота - в образе Мадонны Рафаэля и т. д.)
Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего по­лучается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удиви­тельно поэтичными названиями: «Утоли моя печали», «Неувядае­мый цвет», «Нечаянная радость», «Милостливая», «Всех скорбя­щих радость».
­       А увидеть иконы можно где? (В церкви, иногда дома.)
Церковное песнопение отличается от обычных песен тем, что поется с цепным дыханием (вдох не по фразам), поэтому создается впечатление, что звук льется постоянно, звук вытекает один из I другого плавно. Вот послушайте Херувимскую песнь композитора Бортнянского.
Слушание песни № 7 Херувимской,
­       Что можете о такой музыке сказать? (Светлая, нежная, печальная, минорная, благородная, тихая, простая, величавая, мирная­, радостная.) Музыку называют еще духовной. Как вы думаете, обогащают ли нашу душу такие произведения? Много русских композиторов писали духовную музыку. Известны композиторы : Архангельский, Чесноков, Бортнянский и другие. Для церкви много написано и за границей. Широко известны произведения И. С. Баха и Генделя для органа. А органы, вы знаете, в основном звучали в соборах или костелах (показать иллюстрации костела и собора).
-        Послушайте одно из таких произведений.
 

Прослушивание органного произведения И. С. Баха.

­       Как вы думаете, в церковной музыке есть песенность, танцевальность, маршевость? (Ведь темой всех предыдущих уроков бы­ло у нас знакомство с более широкими понятиями, чем танец, марши,песня). (Есть песенность. Можно напеть мелодию на гласный звук, без слов или на слог «ля».) Хочется подпеть? (Да.)
Вывод: в церковной музыке мы тоже встречаемся с песенностью.
Все русское искусство содержит в себе песенность, даже стихи - напевные.
На иконах и на картинах художников Рафаэля и В. Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет ее Царицей Небесной. Почему? (Душевность, любовь к людям, знала, что ее сын принесет себя в жертву людям и т. д., в глазах тоска, доброта, готовность поделить чужие муки и отдать себя во имя жизни на земле и т. д.)
Музыка, воспевающая Богородицу и Христа, простая и величественная одновременно.
А картины, стихи? (Тоже.)
Найдите еще раз слова, которые передают ваши чувства, ко­гда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвя­щенные Богоматери. (Спокойствие, тишина, доброта, порядоч­ность, достоинство, благородство, красота, простота, величие, радость, мир и т. д.)
­       Да, вот такова песенность по характеру в духовной музыке. Вы это хорошо почувствовали и поняли. Молодцы.
 

II. Итог урока.

Выставление оценок.
-        О чем расскажете дома?
Выход из класса без музыки.

 

Прикрепленный файл Size
Урок №6.pptx 7.41 MB
Robertino Loretti - Franc SHubert -Ave Mariya.mp3 3.74 MB
Аве мария.mp3 3.74 MB
Аудио Херувимская песнь.mp3 6.29 MB
Орган - Бах.mp3 2.1 MB
Таката и фуга.mp3 2.35 MB


Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова

На: Песенность в вокальном жанре (церковные песнопения)


С уважением Елена Тарасова




Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова

На: Песенность в вокальном жанре (церковные песнопения)


С уважением Елена Тарасова



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн