Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on чт, 08/07/2010 - 00:38
Урок 5
Тема: ПЕСЕННОСТЬ В ВОКАЛЬНОЙ
И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
Цель: продолжить и развить тему песенности на примере произведений
М. И. Глинки и С. С. Прокофьева.
Оборудование: презентация к уроку: запись арии Сусанина; картины сцен из оперы (иллюстрации), фрагменты кантаты «Вставайте, люди русские» С. С. Прокофьева; икона святого благоверного князя Александра Невского (иллюстрация).
Организация урока: построение перед классом, вход под музыку марша; музыкальное приветствие.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
На предыдущих уроках мы говорили о песенности, слушали произведения и находили ее в них. А еще мы говорили о любви к своей Родине, дому, краю. Во всякие времена на нашу любимую Русь нападали враги, и народ, преодолевая великие трудности, потери и лишения, побеждал. Все это нашло отражение в творчестве писателей, поэтов, художников, музыкантов, т. е. людей искусства, что лишний раз подтверждает, что музыка - отражение чувств, помыслов, жизни народа, его героизма, отваги, преданности Родине в трудную минуту, т. е. патриотизма. Тему патриотизма затрагивали в своих произведениях и выдающиеся композиторы России: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Шостакович, Кабалевский. Сегодня мы познакомимся с такими произведениями и послушаем, как песенные мелодии звучат в больших произведениях - кантате и опере.
Почти 300 лет назад появилась многоголосная бытовая песня - «кант». Слово это в переводе с латинского означает «песня», «пение» и созвучно итальянскому слову «кантаре» - «пою».
Авторами кантов были учителя пения, студенты, певчие церковных хоров. Однако многие дошедшие до нас канты безымянны. Этим они похожи на русские народные песни.
Канты посвящались разным жизненным событиям. В них воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость.
При Петре I канты сочиняли для торжеств по случаю побед русского оружия. Такие канты назывались хвалебными, как правило, в них было слово «виват», что в переводе означает «да здравствует».
Воскликните «виват» и попробуйте спеть: «Радуйся, Рос-ско зем-ле, ликуй, веселися...» Сходны ли выражение восклицания и песни, т. е. их интонация? (Да.)
Вам уже знакомо имя великого полководца и святого земли Русской - Александра Невского. Ему посвятил свою кантату композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Кантата - это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами. Основная тема кантаты - «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Послушайте хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский», проследите песенность музыки.
Прослушивание записи фрагмента кантаты.
Как композитор передает слушателям состояние тревоги, взволнованности во вступлении к хору? (Колокола.) Постарайтесь исполнить движением поднятых рук партию колокола (дети исполняют при повторном прослушивании фрагмента).
Кант и кантата - что общего между этими музыкальными жанрами и что их отличает?
Кант - поется одна песня, а кантата - несколько разных по музыкальному образу частей с единым общим содержанием, в ней не только песни, но и песенные мелодии. Но песенность присутствует и в том и в другом музыкальном жанре.
Мы поговорили о песенности в кантате. А теперь послушаем фрагмент оперной музыки. Мы будем слушать арию Сусанина из оперы «Иван Сусанин». События, о которых рассказывает опера М. И. Глинки «Иван Сусанин», происходили более 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - поляков. Герой этой оперы, костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь.
Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Задумав завести врагов в болота, непроходимую чащу, Сусанин гордо отвечает им:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
(К. Рылеев)
А в арии Сусанин поет:
Велик и свят наш край родной,
Встает земля на подвиг свой.
Сравните два ответа Сусанина полякам: музыкальный из оперы и поэтический из стихотворения К. Рылеева (русский поэт). Что их роднит? (Чувство патриотизма.)
Это было давно. А во время Великой Отечественной войны украинский крестьянин тоже завел врагов (фашистов) в глушь, чтобы они не пробрались к партизанам, и погиб, повторив подвиг Сусанина.
Представьте себе глухой заснеженный лес. Ночь. Вражеский отряд спит. Сусанин, оставшись один, погружается в скорбные размышления. Враги закричали: «Куда ты завел нас, проклятый Сусанин?!» Они поняли, что их погубили, и на рассвете казнят крестьянина-проводника.
Послушайте арию Сусанина.
Ты взойдешь, моя заря!
Взгляну в лицо твое...
Прослушивание арии.
Какая это музыка? Как она передает чувства и состояние героя? (Печальная, торжественная, мужественная.) Эту арию можно пропеть с закрытым ртом или на какой-либо гласный звук (наиграть тему на фортепиано). Это подчеркивает песенный характер исполняемой музыки, даже если бы мы не знали, что это ария, она похожа на песню, в ней наглядна песенность. Да?
Какой характер у арии? (Наивный, красивый своим патриотизмом и мужественный, полный любви к Руси). Это был пример песенности в вокальном жанре.
Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом. Звучит хор «Славься» (учитель исполняет главную тему на фортепиано, 1-2 строчки).
Слушание хора «Славься».
Вслушайтесь в звучание симфонического оркестра. Как композитор подчеркивает торжество народа? (Певучестью мелодии, широтой звучания, хором; звуки торжественные, ликующие, прославляющие русский народ, слышны колокола как символ Руси и т. д.)
Вспомните хор С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!». Что роднит его с арией Сусанина, с хором «Славься»? (Любовь к Отчизне, ненависть к врагам, способность отстоять Родину от завоевателей и т. д., чувство патриотизма.)
А в себе вы чувствуете такие силы? Смогли бы вы отдать свою жизнь в жертву ради любимого народа?
II. Исполнение песни «Скворушка прощается».
Мы говорили с вами о песенности в вокальной и инструментальной музыке. И как пример мелодичной, распевной музыки,
подчеркивающей основную тему наших уроков, споем песню
«Скворушка прощается».
III. Итог урока.
Обобщение: песенностью пронизаны все музыкальные произведения, которые мы слушали. Для них характерны распевность, плавность голосоведения, опевание (вокруг какого-то звука), широта дыхания.
Что на уроке показалось трудным? Выход под музыку «Утро» Э. Грига.
На: Песенность в вокальной музыке (кантата)