Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on Wed, 07/07/2010 - 22:25
Урок 4
Тема: ПЕСЕННОСТЬ В ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ
Цель: научить слышать песенность в произведениях Э. Грига.
Оборудование: иллюстрации русских художников на тему природы; запись «Утро» Э. Грига; альбомы, кисти, краски.
Организация урока: построение перед классом, вход под музыку «Скворушка прощается», музыкальное приветствие (пропеть: «Здравствуйте, ребята», дети: «Здравствуйте»).
Ход урока
I. Работа по теме урока.
Звучит «Утро» Грига.
- Какая это музыка? (Песенная - хочется подпеть, светлая, мягкая, нежная, завораживающая, волшебная и т. д.)
- Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или танцевальности? (Песенности, маршевости нет вообще, а танцевальностъ присутствует в очень малом количестве, т. к. темп музыки медленный, но в принципе можно и станцевать под такую мелодию, например, танец распускающегося цветка или зеленого листочка.)
- Что такое утро? (Зарождение дня, начало его, солнце встает, пробуждение спящей природы и жизни.)
«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака» - Э. Григ.
- Какой характер у такой мелодии? (Ласковый, лирический, напевный, песенный.)
- Если бы мы с вами были композиторами, какие средства музыкальной выразительности мы использовали бы, чтобы написать музыку «Утра»?
Мелодия - плавная.
Ритм - ровный.
Лад - и минор, и мажор подходит, но минор нежнее.
Регистр - высокий, средний.
Звуковедение - плавное.
Темп - медленный, спокойный.
Динамика - тихо, очень тихо.
- Как бы звучала такая музыка? (Любовно, трепетно, волшебно, приветливо, доверчиво, бархатно, хрустально.) Можно пользоваться таблицей эмоциональных настроений.
- А теперь давайте послушаем, как норвежский композитор Эдвард Григ описал утро в своем музыкальном произведении, сюите «Пер Гюнт». Эта музыка сочинена к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт». Пьеса, которая рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба! Но свет далекой родины притягивает Пера... Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины, т. е. что такое «сюита» (Дети отвечают: произведение, состоящее из нескольких музыкальных картин.)
- В прошлом году мы слушали сюиту М. Мусоргского «Картинки с выставки» и рисовали избушку на курьих ножках, невылупившихся птенцов, помните? Сюита - это, можно сказать, цикл разнохарактерных инструментальных пьес. Раньше сюиты состояли из нескольких разнохарактерных танцев. Сначала, в середине сюиты танцевали, потом стали и танцевать, и слушать. В сюите чередовались веселые танцы с медленными, а слово suite французское, означает оно «последовательность», в каждой сюите танцы были расположены в определенном порядке. Иногда в сюите могут встретиться и нетанцевальные части. Много старинных сюит написали в XVIII веке И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. Сочинялись сюиты для клавесина, лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех времен, а иногда и для маленького оркестра.
Прослушивание картины «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
- Обратите внимание на необыкновенную певучесть плавной
мелодии «Утра», ее устремленность ввысь с постепенным все нарастающим просветлением музыки. Если бы вы владели музыкальной грамотой, играли на инструменте, знали гармонию и другие музыкальные науки, вы вполне смогли бы быть настоящими композиторами и сами сочиняли бы музыку. Возможно, вы и не знаете в себе такого таланта, а он есть. Все нужно развивать в себе, все умения, чтобы потом выбрать себе занятие, или хобби, или даже профессию в соответствии со своими талантами и интересами. Скажите, а какие украшения вы заметили в музыке профессионала? (Деревянные и струнные инструменты – всплески, как звездочки.)
- А теперь, раз мы выяснили, что музыкально мы люди более- менее одаренные, попробуем еще и изобразить утро в своих альбомах. Откройте их и приготовьте (размочите) краски. А пока они будут размокать, послушайте стихотворение.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”
- А теперь посмотрите, как пробуждение природы изобразили художники (показ иллюстраций).
- Какие цвета выбирали они для своих картин? (Зеленый, бледно-розовый, желтый, голубой и т. д. Природе — темные тона, она еще погружена в сон.) Рисуем утро в альбомах. Кто хочет нарисовать солнце, проведите линию горизонта. Она может быть выше середины листа или прямо посередине, так удобнее. То, что выше этой линии - небо, а снизу - земля или вода. Рисуем методом «а ля прима», т. е. рисуем сразу кисточкой на листе слева направо проводя линии лучей. Сначала рисуем солнце в середине линии или там, где вы его видите на своем рисунке. Вокруг него желтые, оранжевые полосы. Краска будет растекаться, и четких границ у линий не будет, а будет плавный переход из одного цвета в другой. Внизу можно нарисовать спящий лес, реку, деревню, кто что пожелает. Приступаем к работе.
Дети рисуют под грамзапись «Утро» Э. Грига.
- Вдохновляет ли вас музыка? (Да.) Помогает она вам фантазировать? (Да.) Рисуем в тишине, утром природа не любит шума. Не
мешайте ей просыпаться.
II. Итог урока.
1. Обобщение: в песенной музыке главное - мелодия, по объему песенность больше, чем песня. Ее можно петь на гласный звук «а», «о» и т. д.
2. Понравился вам урок? Что было для вас сложным сегодня? Почувствовали вы, что такое песенность вашей душой?
На: Песенность в вокально-инструментальной музыке
На: Песенность в вокально-инструментальной музыке