Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости( В.Распутин "Уроки французского"
Submitted by Мария Михайловна Иванова on Wed, 07/07/2010 - 06:31
Содержание урока
1. Проверка домашнего задания. Дома вы подготовили письменные размышления о том, какой жизненный урок получил герой в первой части рассказа. Прочитайте ваши домашние работы.- А кроме мальчика, кто ещё присутствует на страницах произведения? - Кто из героев оказал влияние на формирование характера мальчика и на его судьбу?( уч-ся называют нескольких героев, в том числе учительницу, и отмечают, что именно она оказалась очень значимой в судьбе мальчика)2. Работа с интерактивной доской ( Приложение 1, фрагмент №1) ( Слайд №2.) В форме кластера представьте основные черты характера Лидии Михайловны.( учащиеся заполняют кластер с помощью стилуса )Открываем контрольный кластер (слайд № 3) и выявляем, что ведущим качеством учительницы является отзывчивость. Выясняем лексическое значение прилагательного «отзывчивый». (слайд № 4) Индивидуальное задание: с помощью литературоведческого словаря актуализировать понятие «символ», «образ».1. Формулирование темы урока - Попробуем сформулировать тему нашего урока (В.Г.Распутин «Уроки французского». Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости)- Как соотносится эпиграф с темой урока, хотя слова принадлежат другому писателю? Учитель:- Почему именно отзывчивость можно назвать основной чертой личности Лидии Михайловны? Как это подтверждается содержанием рассказа?(слайд № 6) Путём погружения в текст докажем это.2. Работа над текстом 1) Выразительное чтение фрагментов текста с описанием внешности учительницы. (ученик читает)- Какая она в восприятии мальчика? Почему в её присутствии мальчик чувствует себя скованно? - О чём и как она беседует с учеником? Выделить ключевые слова из фрагмента текста.2) - Какие поступки характеризуют Лидию Михайловну как человека отзывчивого? ( Ученики перечисляют)- Для чего она это делает? - Почему её попытки оказываются безуспешными?- Какой необычный ход предпринимает учительница, чтобы помочь мальчику?5. Анализ эпизода «Игра «Замеряшки ( учащиеся в паре получили предварительное задание - инсценировать фрагмент игры и прокомментировать её правила) - Игра на деньги: это хорошо или плохо? Почему же мы не осуждаем Лидию Михайловну и мальчика?- Прочитайте эпизоды «Лидия Михайловна подыгрывает» и «Лидия Михайловна «мошенничает». Объясните, почему она так играет? - Благодаря чему, по-вашему, мальчик преодолел трудности с французским языком?- Как и почему прервались «занятия французским»?6.- Почему учительница не сумела объяснить директору школы смысл её игры с учеником на деньги? - А возможно, она не захотела этого сделать? Почему?Запишите короткий ответ на один из двух вопросов. ( три-четыре предложения)7.Обсуждение ответов детей.- Можно ли отзывчивость назвать чертой русского национального характера? - В каких ещё произведениях мы видели проявление отзывчивости?6.Читаем заключительную часть рассказа про себя.- Какое ощущение она оставляет у вас? - Чем в жизни стала встреча с учительницей для писателя В.Распутина? (вернуться к слайду №6)- Рассказ называется «Уроки французского». А как бы иначе вы могли назвать его?7. Домашнее задание (разноуровневое, по выбору) 1.Возможно, были или есть взрослые люди, которые сыграли важную роль в вашей жизни. Напишите сочинение-рассуждение «Значимый взрослый в моей жизни…»2. Создайте синквейн «Лидия Михайловна» ( учащиеся умеют выполнять эту работу)
Мария Михайловна, замечательный урок. Сейчас, как никогда, актуально говорить о том, как отзывчивы учителя. но презентация, на мой взгляд, не так ярка и значима.
На: Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости( В.Ра
Мария Михайловна, замечательный урок. Сейчас, как никогда, актуально говорить о том, как отзывчивы учителя. но презентация, на мой взгляд, не так ярка и значима.