|
Технологии формирования у школьников экологического мировоззрения
|
|
|
|
|
Submitted by Марина Буданцева on чт, 01/07/2010 - 16:07 |
Сегодня стало очевидным, что от самого человека, нравственных установок и ценностных ориентаций зависит существование биосферы как системы жизни. Осознание этой истины во многом объясняет введенная в последние годы экогуманитарная парадигма образования как основное средство постижения культуры. Для того чтобы ценности новой культуры соответствовали природе, глобальным экологическим законам, требуется целенаправленное образование и воспитание.
Экологическая культура ребенка должна выступать в качестве итогового продукта образовательно-воспитательного процесса как совокупность осознанных детьми материальных и духовных ценностей.
На страницах блога мы постараемся поделиться своим опытом работы в этом направлении. Если у Вас возникнут интересные вопросы, идеи, если Вы владеете интересной, не совсем обыной технологией, то на страницах нашего Блога Вы можете поделиться своим опытом с другими.
|
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Марина Викторовна, рада Вас приветствовать! Очень приятно, что наши с Вами блоги очень близки по темам и содержанию. Приглашаю заглянуть на мой блог. Поделитесь своим опытом того, как у Вас обстоят дела с интегрирующим аспектом формирования экологичексого мировоззрения у школьников. Согласны ли с тем, что экология на сегодняшний день обладает наибольшим потенциалом метапредметного взаимодействия?
С уважением, Лариса Серафимовна Загумённова г. Тамбов
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Добрый день, Людмила Серафимовна! Очень приятно, что Вы посетили мою страничку. Я соглашусь с Вами в том, что экология сегодня обладает самым большим потенциалом метапредметного взаимодействия. Приведу пример: на уроках валеологии, где мы говорим о здоровом образе жизни, обязательно делаю акцент на отношение человека к природе. Здесь налицо полная и глубокая взаимосвязь здоровья человека и окружающей его среды.
С уважением, Буданцева Марина.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая марина Викторовна! А есть ли у Вас опыт проведения интегрированных уроков с учителями других предметов, связанные с экологической тематикой?
С уважением, Л.С.Загумённова
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Лариса Серафимовна, к сожалению, таких мероприятий мало. В основном чаще приходится самостоятельно реализовывать интеграцию предметов. Но я думаю, что это еще больше расширяет кругозор педагога в процессе разработки таких мероприятий.
С уважением, Буданцева М.В.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Марина Викторовна! Хорошо, что Вы - человек с широким кругозором, разносторонними интересами. Это Вам и помогает самостоятельно интегрировать экологию с другими предметами и во внеклассной работе. желаю Вам дальней ших успехов в работе! У Вас всё здорово получается!
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Лариса Серафимовна! Большое Вам спасибо за теплые и душевные слова.
С уавжением Марина Викторовна Буданцева.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Марина Викторовна! Спасибо. Было очень интересно. Новаторство чувствуется во всем! Хотелось бы познакомиться с Вашим опытом поближе. Успехов Вам!
Петрова Елена
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Добрый день, Елена Викторовна! Очень приятно услышать Ваше мнение. А что именно Вас интересует из моего опыта?
С уавжением, Марина Викторовна.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Марина Викторовна! В течение нескольких лет я в большей или меньшей степени пытаюсь использовать в своей педагогической деятельности различные образовательные технологии для формирования у дошкольников экологического мировоззрения.
Убедилась в высокой эффективности организации детского экспериментирования, являющегося хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Помимо практических навыков у детей идет формирование ценностных установок и моральных принципов поведения в обществе, в природе.
Считаю неотемлемой частью нашей работы использование информационно-коммуникационных технологий.
Ваш практический опыт очень ценнный и его можно трансформировать для различных возрастов. Попробуем его применить. Спасибо!
С уважением, Прохорова Людмила Владимировна, воспитатель ТОГОУ ЦПМПС "Возрождение", г.Тамбов
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Людмила Викторовна! Очень приятно, что предложенная технология вызвала у Вас заинтересованность. На самом деле, методика легко может быть использована в работе с детьми самого разного возраста и в разных целях. Спасибо за теплые слова.
С уважением Буданцева М.В.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
А в нашей школе большой пришкольный участок и цветник. Это большая база для формирования знаний у школьников о взаимосвязях и взаимозависимости общества и природной среды. Дети учатся преобразовывать окружающую пришкольную территорию, используя знания по экологии , биологии и др. предметов, где самой важное место уделяется растениям.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Наши труды по очистке и изучению состояния городского родника не прошли даром. Внешний облик родника сильно изменился. Думаю, это очень наглядный урок по экологии, особенно яркий, когда сравниваешь результаты прошлого по фотографиям вместе с учениками.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Хочу присоединиться к разговору о родниках. Забота о них, их обустройство - очень важное дело! Мы сейчас тоже занимаемся восстановлением заброшенного, а когда-то питавшего своими водами всё село, родника Дуплинка. Материалы о ходе работ можно найти здесь: www.openclass.ru/blogs/144983 (блог Л.А.Пятко "Чистый родник!").
Заходите! Оставляйте свои комментарии! Расскажите о том, как шли работы на Вашем роднике!
Предлагаю так же материалы по борьбе с весенними палами. Это сценарий агитбригады "Весенние палы - беда для всех" www.openclass.ru/sites/default/files/profile/2010/07/__17389.doc и методическая разработка занятия "Весна - символ жизни" www.openclass.ru/sites/default/files/profile/2010/07/__12850.doc.
С уважением, Л.Пятко.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Лариса Александровна, спасибо за Ваш комментарий. Мы 5 лет ухаживали с учениками за нашим городским родником "Родничок". Проводили исследования и с этими результатми участвовали в конкурсах. Но только в прошлом году наш город решил облагородить и сохранить это чудо природы. Жалко потерянного времени.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Маргарита Васильевна! Я думаю, что прием с использованием правил тангрема применим ко многим предметам. Главное правильно составить вопросы по алгоритму действий применительно к тому или иному предмету. Это же наводящие вопросы для глубоко пошагового осмысления темы.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Лариса Павловна, большое спасибо за теплые слова. Очень приятно, что идея Вам пригодится. Желаю удачи!
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Маргарита Ивановна, я считаю, что данная методика может иметь место в каждом предмете. Начальное формулирование каждого вопроса алгоритма действий может быть использовано с соответствующим дополнением к предмету и служить на этапах мозгового штурма при изучении тем или погружении в исследовательскую работу.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Дарья Юрьевна. С большим удовольствием я вместе с учениками, посещающими летний школьный лагерь собрали Вашу конструкцию . Очень простая и доступная. Главное, она нагрлядно позволяет изучить условия роста семян. Спасибо за оригинальное моделирование.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Дарья Юрьевна, прошу Вас поделиться еще каким-нибудь опытом по моделированию для учащихся 9 классов.
С уважением Буданцева М.В.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Выбор методов формирования экологического мировоззрения школьников разнообразен. К ним относятся: беседы, конкурсы, рисунки, вечера, праздники, кружки, экскурсии. Размышление и рассуждение, поиск ответа и выведение доказательства, «мозговой штурм» и деловая игра – все эти нескучные действия помогут ближе познакомиться с удивительным миром экологии, позволят лучше представить и понять сложность и многогранность связей между Человеком и Природой. При выборе средств большое значение имеют наблюдения и эксперименты. Осознав общие закономерности развития природы и общества в ходе выполнения исследовательских и проектных работ, ученик приходит к пониманию того, что природа составляет первооснову становления и существования человека.
На уроках часто используется такой прием, как моделирование. Например, применяя его на уроках анатомии, учащиеся не только хорошо запоминают особенности строения органов, но и хорошо ориентируются в их топографии, имею представление об объемности изучаемого объекта, его величине, форме и других признаках. Коллеги, поделитесь своим опытом моделирования на уроках экологии!
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
«Заседание городской комиссии
по благоустройству города»
(деловая игра — фантазия для учащихся 6 класса)
Ведущий: Добрый день, дорогие гости и члены комиссии. «Все в природе связано одно с другим. И эти связи делают природу сильной, единой, могучей. И если уж человек решается одолеть эту силу, он должен изучить природные связи во всех этих тончайших деталях»
Эти слова очень хорошо отражают цель нашего заседания - это формирование осознанного, неравнодушного отношения человека к природе. Это расширение и закрепление знаний о лесе, водоёме как природных экосистемах и их роли в окружающей природе и жизни человека. А также получить знание о мерах по предупреждению экологических ситуаций. Ведь сколько вокруг нас следов неразумной деятельности человека! Эрозия почвы, кислотные дожди, «озонная дыра», наконец. Пришло время одуматься. Миллионы друзей природы объединяются сегодня в решимости отстоять жизнь на планете. Символом охраны окружающей природной среды стало слово «Зоология».
Экология - наши взаимоотношения с природой - начинается с каждого из нас. Писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Есть такое твёрдое правило... встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Такую попытку решили сделать члены нашей городской комиссии по благоустройству города, на заседание которой мы вас пригласили.
Люди, родившиеся в этих местах, любят неброскую красоту родной природы; любят землю, на которой жили и трудились предки. Такой уголок, дорогой сердцу каждого из присутствующих, утаился в г. Рассказово, в северо-западном районе города - это городской пляж в районе реки Круча. В последнее время мы с вами не раз могли наблюдать ухудшение качества природной среды в этом районе. Городской комиссией уже были приняты некоторые меры, о которых мы сейчас и услышим от председателя этой комиссии.
Председатель комиссии: Добрый день! Разрешите познакомить вас с основными направлениями по благоустройству и санитарной уборке пляжного участка территории города.
В целях улучшения экологического состояния северо-западного района г. Рассказово комиссия предлагает следующее:
• Ежегодное проведение месячника по благоустройству и санитарной уборке территории.
• Усиление контроля за состоянием природной среды
пресечение фактов загрязнения водоёма.
• Вести широкую разъяснительную работу о последствиях
загрязнения водоёма и свалок в районе прибрежного леса в
результате хозяйственной деятельности человека.
• Массово-разъяснительная работа среди населения по
привлечению всех сил на благоустройство и санитарную уборку
территории.
• Информировать население о состоянии работы по
благоустройству, наведению чистоты и санитарной культуры.
Ведущий: А сей час предлагаю всем выслушать мнение психолога.
Психолог: Уважаемые гости и члены комиссии! Интересным и эффективным средством по привлечению населения к природоохранной работе - объявить конкурс на лучший проект благоустройства зоны отдыха. Ведь суматоха городской жизни, напряженный труд, пассивный отдых у телевизора требует эстетической и духовной компенсации. Чтобы психически и умственные перегрузки не стали роковыми для человека, ему нужен отдых, перемена обстановки. Каждый человек нашего города имеет право на отдых на лоне природы.
Ведущий: Конечно, многие из нас с этим согласятся. А каково эстетическое влияние природы на человека! Давайте послушаем литератора.
Литератор: Наша русская природа полна поэзии. Она является для нас неиссякаемым источником вдохновения и выражения наших чувств и впечатлений.
Когда ты входишь в лес,
Душистый прохладный,
Средь пятен солнечных
И летней тишины
Встречает грудь твоя
Так радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
А вам знакомо такое волнение души? Может быть кто-то из вас желает выразить свою любовь к природе?
Ученик 1: Соловей сладкоголосый
-Слушай, слушай не дыша.
И Российская береза,
Что тут скажешь, хороша.
Ученик 2. Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Милуется, как водится.
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится.
Ведущий. Слово предоставляется корреспонденту газеты «Трудовая Новь».
Корреспондент: Нужно смотреть на жизнь понимающими глазами. Нужно
уважать законы природы - основные законы существования всего живого на Земле. Только в содружестве с природой может быть счастлив и здоров человек. Именно от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, по интенсивное загрязнение воздушного бассейна уже сказалось па состоянии природы. Например, выпадение кислотных дождей, которые приводят к гибели леса, влияют на урожайность культурных растений, в частности помидоров, огурцов. Эти же дожди ведут к гибели животных водоёмов. Так, многие озёра в Скандинавских странах стали биологически мёртвыми. А есть ли контроль за состоянием окружающей среды в исследуемом районе? Этот вопрос я адресую экологам.
Эколог 1: По результатам лабораторного анализа можно сказать следующее: качество воды водоёмов в местах культурно-бытового пользования населения отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.
Эколог 2: Л я по этому вопросу хотел бы дополнить следующее: нами была взята проба листьев на изучение степени запыленности химического загрязнения воздуха. Мы собрали листья в центре города, на окраине города возле лесного массива и в глубине леса. Приложили их к поверхности клеющейся прозрачной плёнки, затем сняли плёнку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прицепили на лист белой бумаги.
В следующем опыте мы провели химическую обработку листьев. Сначала листья измельчили, добавили в пробирку дистиллированной воды. Нагрели и охладили. Затем к водному настою листьев добавляем йодистый калий (в каждую пробирку). По интенсивности окраски делаем вывод о том, что в обоих вариантах опытов наименьшая запылённость и химическое загрязнение наблюдалось в глубине зелёного массива и на окраине города.
Врач: Ну, а с медицинской точки зрения хочу добавить, что рядом с водоёмом соседствуем сосновый лес, который благотворно сказывается на здоровье человека, так как сосновая хвоя и сами деревья вырабатывают вещества, излечивающие многие заболевания.
Биолог 1: Положительную роль прибрежного леса можно рассмотреть и с другой точки зрения. Большой вред здоровью людей наносит городской шум. Шум вредно влияет на нервную систему и психику человека, в больших городах он может привести к сокращению жизни человека на несколько лет. И здесь нам на помощь должны прийти зелёные насаждения, наши леса. При прохождении акустической энергии через лесную растительность уровень её понижается. А смолистые вещества, выделяемые древесными растениями, повышают ионизацию воздуха. Ведь здоровый воздух повышает защитные свойства организма.
Корреспондент: Я выслушала положительные доводы о состоянии водоёма и пользе прибрежного леса и хочу спросить: а чем же можно объяснить вырубку леса возле водоёма? Этот вопрос я хотела бы задать леснику.
Лесник: На заданный вами вопрос хочу ответить, что увиденная вами картина является рубкой ухода за лесом. В данном случае с помощью рубок стремимся оздоровить лес, потому, что санитарно-ухоженный лес и чистая вода обеспечивают здоровьем не только человека, но и животных, и растения, обитающие в них. Как все взаимосвязано в природе. Разумно и неразделимо. Разрешите доказать вам это небольшим кинофрагментом.
«Фильм».
Ведущий: Уважаемые гости, сейчас мы наглядно убедились в природной связи между всеми компонентами природы. Но добыть то здоровье, о котором говорил лесник, может только сам человек, принимая участие в сохранении наших лесных и водных богатств. С этой целью биологами нашего города была проведена работа по изучению омоложения прибрежного леса. Предлагаю заслушать одного из представителей.
Биолог: Нами был обследован участок, состоящий из пяти площадок (2x2) м. На этой территории обнаружили 11 взрослых деревьев и 8 всходов сосны. После соответствующих расчётов пришли к выводу, что на 1 га площади леса будет расти кроме взрослых деревьев ещё 400. Значит восстановление этого участка в ближайшее время возможно. Учёными также доказано, что в течение одного часа 1 га леса поглощает 2 кг углекислоты (столько выдыхают за это время 200 человек). 1 га сосняков отфильтровывают своими кронами 37 т пыли. Поэтому лес называют легкими планеты.
Ведущий: Уважаемые гости, мы заслушали членов нашей комиссии об экологической обстановке городского пляжа и прибрежного леса северо-западного района города, которые доказали и подтвердили о возможности создания зоны отдыха для жителей города в этом районе. А сейчас интересно было бы послушать мнение архитектора.
Архитектор: Наш пляж является большим простором для творческой фантазии. Прежде всего, мы пришли к выводу, что водоём и прибрежный лес должны иметь элементарные удобства для отдыха. Так как рядом проходит автомагистраль, то отдыхающих необходимо обеспечить стоянкой для личного транспорта, туалетом и душевыми кабинами. Н обходимо отдать предпочтение строительству укрытий в виде грибка, беседки используя при этом дерево, камень. Стульями, лавками могут служить небольшие пни, брёвна, столами - пни покрупнее. На специально построенных кортах, площадках, отдыхающие сумеют принять участие в спортивных играх. А в знойную жару приятно будет спрятаться в чаше прибрежного леса, куда приведут едва заметные тропинки, которые помогут сохранить почву от вытаптывания. Благодарю за внимание.
Биолог 2: Как уже сказал архитектор, очень важно сохранить почву от вытаптывания. Мягкий ковёр из опавших листьев, хвои служит чем-то вроде одеяла, которое прикрывает корни деревьев, сохраняя тепло и влагу в почве. Разлагаясь под действием бактерий, дождевых червей, подстилка превращается в гумус, естественное удобрение. Уход за подстилкой в виде проложенных тропинок имеет большое значение для почвы и жизни прибрежного леса.
Лесник: К этому ещё можно добавить следующее: обычно отдыхающие устраивают самовольно привалы в прибрежном лесу. А это иногда является причиной многих пожаров, захламленности, повреждения леса и загрязнения водоёма. В целях профилактики и пропаганды предлагаю установить в этой зоне отдыха стенды противопожарной безопасности и бережного отношения к окружающей природе.
Психолог. Лес и водоём сами по себе - лучшее место для пропаганды. Однако за все прекрасное, что уже есть в нашей природе. А какую радость доставляет человеку встреча с лесными и водными обитателями. М. М. Пришвин писал: «Если будет вода и в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей...- не лес...»
Председатель комиссии: Хочу поблагодарить всех участников нашего заседания и напомнить, что вам было предложено принять участие в конкурсе на лучший проект по благоустройству городского пляжа. При этом предлагаю придерживаться предложенной вам санитарно-оздоровительной программы.
Ведущий: Заседание нашей городской комиссии по благоустройству города подошло к концу. Очень приятно сознавать, что все участники собрания неравнодушно относятся к природе, предлагают планы оздоровления природы, изучают ее связь с окружающей средой, проводят опыты и наблюдения, а также стремятся накопить знания о бережном отношении к окружающей природе. Разрешите закончить наше заседание словами поэта Е. Синицына.
Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию.
Без нее нам не жить.
Берегите ее.
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой.
Составитель: Буданцева М.В., учитель биологии.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Марина Викторовна! Огромное спасибо за размещённые Вами интересные материалы. Очень интересна форма проведения занятия и оригинален приём тангрема. Обязательно использую этот приём в своей деятельности.
Тихонова Елена Николаевна
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Елена Николаевна, спасибо за отзыв. У Вас большая практика работы в этой области. Оень хочется, чтобы Вы поделились опытом работы, какой -нибудь интересной технологией, которую вы уже применили. С большим уважением к Вам. Марина Викторовна.
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Мастер-класс по теме:
Единство все – в природе …
Пифагор.
Цель: формирование ключевых компетенций о взаимосвязи и взаимозависимости эколо-гических факторов и биологических особенностей растений при создании цветников в ландшафтном дизайне.
Методические задачи:
- создать условия для формирования ключевых компетенций о взаимосвязи и взаимоза-висимости экологических факторов и биологических особенностей растений при созда-нии цветников в ландшафтном дизайне;
- способствовать развитию креативного мышления обучающихся;
- приобщать к культуре ландшафтного дизайна.
Форма урока: проблемно-интегративный.
Оборудование: мультимедийная презентация, инструкция «Алгоритм работы», информа-ционные карточки «Виды цветников», магнитная доска, лист ватмана, маркер.
Ход занятия.
В нашем мире так много информации, что мы часто устаем от этого. Скажите, хотелось ли вам когда-нибудь отключиться от будничной суеты? Как вы это делаете?
Что может быть лучшего, чем общение с природой? Сегодня мы с вами будем заниматься ландшафтным дизайном. Ландшафтный дизайн - это особый вид деятельности, который направлен на создание искусственной среды в саду или на участке путём активного при-менения различных природных компонентов. Важным элементом в ландшафтном дизайне являются цветники.
В цветоводстве принято выделять два стиля цветочного оформления – регулярный, геометрический, и естественный, или ландшафтный. К регулярному относят такие цветники, как клумбы, рабатки, бордюры и солитеры, к естественному – миксбордеры, каменистые горки (Демонстрация слайдов с цветниками и краткой информацией).
Согласитесь, мы видим много примеров озеленения, нам нравится все. А что бы мы для себя выбрали – определить трудно. Сегодня я научу вас создавать свои цветники, которые будут радовать вас и вызывать восхищение. Цветники могут иметь разную форму, чаще геометрическую. Очень часто они требуют расчетов. При определении площади цветников на территории обычно пользуются правилом «золотого сечения», то есть 3, 5 или 8 частей по площади, но следует учитывать, что это не является ограничением. Как тесно все связано с математикой.
Поэтому поводу я вспомнила одно старинное предание.
Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У импера-тора Китая родился долгожданный сын и наследник. Мальчик рос здоровым и сообрази-тельным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчик целыми днями забавлялся игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов: знаменитых математика, художника и философа. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир зорким взглядом художника, стал бы настоящим мыслителем и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру. Называется она танграм.
(Демонстрация квадрата, содержащего разноцветные геометрические фигуры).
Почему бы и нам не поиграть в такую игру. Каждая геометрическая фигура будет нести смысловое содержание – вопрос. Вы видите, квадрат разделен на 7 разноцветных фигур. Значит, и алгоритм наших действий будет содержать 7 пунктов. Именно эти 7 пунктов помогут вам определиться с выбором цветника и с растениями. Условия успеха выполнения задания заключается в учете биологических и экологических особенностей роста растений.
(Демонстрация алгоритма действий и раздача его на карточках с описанием клумб и характеристикой растений. На карточкам можно делать пометки со своими ответами).
Алгоритм действий:
Составить свой танграм. Каждая составляющая танграма соответствует сле-дующим действиям:
1. Определить стиль цветочного оформления.
2. Выбрать вид цветочного оформления из предложенного списка.
3. Определить цель создания цветника.
4. Определить задачи создания цветника.
5. Определить содержание цветника.
6. Определить ростовую группу растений.
7. Составить список растений, которые будут расти в цветнике.
Для вашего выбора мы возьмем для примера 2 цветника регулярного стиля – клумба, рабатка и 2 цветника ландшафтного стиля - миксбордер и цветник в стиле натургартен.
Но любой цветник должен иметь определенное место в саду, на участке. Мы попробуем с вами найти солнечное открытое пространство для вашего цветника. Я предлагаю вам план-схему школы с определенными характеристиками (демонстрация плана-схемы с объяснением и подведением обучающихся к правильному выбору места расположения цветника). Исходя из этих данных, мы с вами выбрали место цветника. Давайте вспомним еще раз: по отношению к свету, какие растения мы будем подбирать в цветники? Правильно, светолюбивые. Мне нужен один помощник, который будет фиксировать ваши ответы. Давайте ответим на вопросы.
1.Определить стиль цветочного оформления. (Демонстрация на слайде и заслушивание ответов обучающихся).
2. Выбрать вид цветочного оформления из предложенного списка
( демонстрация на слайде и заслушивание ответов обучающихся).
3. Определить цель создания цветника («Я создам клумбу для того, чтобы …») (Демонстрация на слайде и заслушивание ответов обучающихся).
4. Определить задачи создания цветника («Для достижения цели я предусмот-рю… и т.д.») (Демонстрация на слайде и заслушивание ответов обучающихся).
5. Определить содержание цветника («Моя клумба (цветник) расскажет о …») (Демонстрация на слайде и заслушивание ответов обучающихся).
6. Определить ростовую группу растений. ( Демонстрация на слайде и заслушива-ние ответов обучающихся).
7. Составить список растений, которые будут расти в цветнике.
( Демонстрация на слайде и заслушивание ответов обучающихся).
Давайте подведем итог. Многие из вас отдали предпочтения цветнику минимального ухода - натургартен (зачитывание результатов, зафиксированных на магнитной доске).
Но среди вас есть и другие предпочтения. Молодцы! Значит вы уже на шаг дальше других, значит, ваш кругозор расширился и вы можете сравнивать виды цветочного оформления между собой.
Сегодня вместе с вами мы попытались найти правильное место расположение цветника. А сейчас я вам продемонстрирую уже созданный такой цветник на нашем пришкольном участке. Такой вы можете теперь создать у себя.
Из геометрических фигур можно получить множество других. Точно так же, сочетая разные виды цветников, можно создать свой неповторимый сад.
Когда-то были сказаны замечательные слова: «Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы».
Удачи вам в вашем творчестве!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стили цветочного оформления
Стиль цветочного оформления Виды цветников
Регулярный (геометрический) Клумбы, рабатки, бордюры, солитеры
Ландшафтный (естественный) Миксбордеры, группы, каменистые горки
ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ
Низкорослые растения Таблица 1
Название растения Окраска цветков Высота Сроки цветения
Алиссум Желтая Не более 20 см Июнь-сентябрь
Агератум Розовый, голубой, белый Не более 20 см Июнь-октябрь
Иберис Белая, розовая, го-лубая, красная Не более 20 см Июнь-август
Бархатцы Желтые, оранжевые Не более 20 см С июня до замороз-ков
Флокс Друммонда Розовые, красные Не более 20 см С июня до замороз-ков
Маргаритка Белая, красная, ро-зовая Не более 20 см Июнь-июль
Средние Таблица 2
Название растения Окраска цветков Высота Сроки цветения
Лаватера Белая, розовая, го-лубая 20-60 см Июль-сентябрь
Львиный зев Белая, розовая, жел-тая 20-60 см Июнь-октябрь
Гвоздика Белая, розовая, красная 20-60 см Июль-октябрь
Петуния Белая, розовая, го-лубая, красная 20-60 см Июнь-октябрь
Эшшольция Желтая, оранжевая, красная, белая, розо-вая 20-60 см С июня до замороз-ков
Циния Желтая, оранжевая, красная, белая, розо-вая 20-60 см Июль- октябрь
Высокие Таблица 3
Название растения Окраска цветков Высота Сроки цветения
Дельфиниум Белая, розовая, го-лубая 25-100 см Июль-сентябрь
Ирис Синий, голубой, бе-лый, желтый 20-80 см Май- июнь
Амарант Красная, малиновая, зеленая 60-90см Июль-октябрь
Рудбекия Желтая, оранжевая, красная 45-90 см Август-октябрь
На: Технологии формирования у школьников экологического мировозз
Уважаемая Марина Викторовна! Ваша разработка очень интересна и оригинальна! Тема мастер-класса актуальна, т.к. ландшафтный дизайн интересует в настоящее время широкие слои населения. Использование различных приемов для активизации внимания и деятельности обучающихся делает занятие информативным, энергичным, результативным. Для обучающихся Ваше занятие является профориентационным, т.к. они получают возможность "примерить" на себя роли садовника, дизайнера.
С уважением, Миронова Л.В., зав. эколого-биологическим отделом МОУ ДОД "Станция юных натуралистов" г. Мичуринска