Размещено: Анна Сергеевна Шабалина - ср, 30/06/2010 - 12:54
Ход урока:
1. Организационный момент. На столах у учащихся – карточки с заданиями.
2. Проверка домашнего задания (блок теории) – что такое БСП, чем оно характеризуется, какие значения имеет. Подробнее рассказать о БСП со значением перечисления. По ходу опроса демонстрируются слайды.
3. Проверка письменного домашнего задания (упр. 221 (1)). Устно учащиеся называют грамматические основы предложений, объясняют постановку знаков препинания. Одновременно на обратной стороне доски 2 учащихся чертят схемы этих предложений:
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней сосны, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. (Ставится « ; », так как 2 часть осложнена деепричастным оборотом и однородными сказуемыми).
4. Ознакомление с новым материалом: БСП со значением дополнения, причины и пояснения. Используется показ слайдов одновременно с изучением параграфа учебника №25.
5. Отработка навыка: письменный разбор предложений: 1, 2 у доски, 3 – самостоятельно. Предложения записываются под диктовку, в них определяются грамматические основы, значение и ставится соответствующий знак препинания.
1) За час погода переменилась: туман собрался в тучи и закрыл солнце. (Значение пояснения, можно проверить словами а именно.)
2) Он осознал: отступать некуда. (Значение дополнения, можно проверить подстановкой союза что.)
3) Отряд и не думал об опасности: исход операции решал многое. (Значение причины, можно подставить союз так как, потому что.)
6. Закрепление. Творческое задание по вариантам: более уверенные в своих знаниях и умениях учащиеся выполняют 2 вариант, менее уверенные – 1. Необходимо закончить начатые предложения, чтобы получились БСП с заданными характеристиками.
Составьте бессоюзные сложные предложения по их началу:
1. Со значением перечисления:
1 вариант: Светило солнце, …….
2 вариант: Сострадание присуще не только человеку, …..
2. Со значением дополнения, причины, пояснения:
1 вариант: У него было грустное лицо: …….
2 вариант: Великие деятели становятся для человечества чем-то вроде маяков: ……
7. Подведение итогов. Зачитывание получившихся предложений; учащиеся сдают в конце урока карточки на проверку.
8. Домашнее задание: выполнить упр. 223, указывая значение БСП. УМО по параграфу 25.
Индивидуально: сильным учащимся составить к следующей теме презентацию (тема «Тире в бессоюзном сложном предложении»).