Понятие волны одно из величайших общих понятий естествознания. Если внимательно вглядеться в окружающий мир, можно заметить, что он весь пронизан волнами. Просто одни виды волн можно наблюдать (волны на поверхности воды), другие виды волн недоступны нашему зрению (звуковые, электромагнитные).
Проект направлен на ознакомление с различными видами волн, которые мы можем наблюдать в природе; прояснение механизмов возникновения и распространения волн. В рамках проекта часть уроков отводится под обсуждение в классе основных теоретических положений из учебных тем с использованием методических материалов учителя. В связи с обширностью темы некоторые дополнительные сведения выносятся на факультативные занятия. Но основной упор делается на самостоятельные исследования учащихся, благодаря которым ученики выяснят, как развивалось изучение волн и многое другое. При выполнении творческих заданий учащимся предстоит интегрировать знания из разных предметных областей: физики, биологии, географии, информатики.
Освоение знанийоб электромагнитных явлениях, величинах, характеризующих эти явления, о закономерностях, которым они подчиняются, о методах полученного познания, формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Биология.
8 класс.
Раздел: Биология. Человек.
Тема: Анализаторы. Орган зрения.
Освоение знанийоб особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, о самопознании и сохранении здоровья, о методах изучения органов чувств, их роли в жизни человека, о нарушениях зрения, их профилактики.
География.
6 класс.
Раздел: Гидросфера.
Тема: Движение воды в океане.
Освоение знанийо гидросфере, ее составе и строении, о Мировом океане и его частях, о природе и причинах морских волн, о стихийных явлениях в гидросфере, правилах обеспечения безопасности людей.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
В результате участия в проекте учащиеся:
·Познакомятся с различными видами волн;
·Научатся объяснять механизмы различных видов волн в природе;
·Будут понимать взаимосвязь человека и волн;
·Продемонстрируют навыки использования Интернет ресурсов и офисного ПО для создания презентаций и публикаций, объясняющих результаты физических, биологических и географических экспериментов;
·Приобретут умения:
- осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- самостоятельно генерировать идеи, разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- запросить недостающую информацию у эксперта.
- самостоятельно найти недостающую информацию;
- взаимодействовать с партнерами;
- находить и исправлять свои ошибки и ошибки в работе других участников группы;
- планировать деятельность, время и ресурсы;
- принимать решения и прогнозировать результат;
- анализировать собственную деятельность;
- участвовать в дискуссии;
- использовать различные средства наглядности при выступлении;
·Усовершенствуют навыки монологической речи.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Откуда приходят волны?
Проблемные вопросы учебной темы
1.У кого глаза лучше?
2.Какие волны мы видим?
3.Что такое морская волна?
Учебные вопросы
1.1Чьи глаза лучше?
1.2Чем видят мир животные?
1.3Почему на фотографиях глаза
получаются красными?
2.1. Почему радуга цветная и кривая?
2.2. Как свет превращается в цвет?
2.3. Ты видел лунную радугу?
3.1Сколько родителей у морской волны?
3.2.Почему на волнах образуется пена?
3.3.Волны - это ужасно или прекрасно (Два лика большой волны)?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
·Стартовая презентация учителя.
·Анкетирование учащихся. Анализ анкет.
·Оценка и самооценка учащихся по умению общаться в группе.
·Распределение на группы (распределение ролей внутри групп).
·Знакомство с критериями оценивания. Обсуждение
·Обсуждение плана проведения проекта
·План работы над проектом.
·Консультации с учителями.
·Ученики заполняют «листы продвижения по проекту».
·Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
·Заполняютсялисты самооценки работы группы.
·Защита проекта в форме представления его от МО естественных наук.
·Результаты деятельности (презентации, вики-статьи, публикации).
·Взаимная оценка деятельности учащихся и ее результаты.
Описание методов оценивания
В начале проектной деятельности проводится анкетирование для проверки начальных знаний, навыков и умений учащихся. Анкеты учеников изучают руководители проекта. Определяется степень понимания детьми учебного материала (формирующее оценивание). В ходе стартовой презентации учителя выясняются знания учащихся по данной теме. Это мотивирует их на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований.
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ учащихся (презентация, вики-статья, буклет), по которым происходит контроль, и самоконтроль в группах. Перед началом работы учащиеся знакомятся с данными критериями. В ходе работы ученики заполняют листы продвижения по проекту, обсуждают полученные результаты, сверяют полученные результаты с критериями. Для более глубокого осмысления темы для учащихся разработаны дидактические материалы.
После завершения работы над проектомзаполняются листы самооценки работы группы, проводится защита проекта в форме представления его от МО естественных наук, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, умение отстаивать (аргументировать) свою точку зрения, задавать вопросы, участвовать в обсуждении.
В ходе выступлений учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности (презентации, вики-статьи, публикации). Затем коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта.
По итогам проекта осуществляется награждение участников проекта.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки.
·Знания из курса географии на уровне 6 класса(о природе и причинах морских волн, о стихийных явлениях в гидросфере, правилах обеспечения безопасности людей).
·Знания из курса биологии на уровне 8 класса (об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, о методах изучения органов чувств, их роли в жизни человека).
·Знания из курса физики на уровне 11 класса (об электромагнитных явлениях, величинах, характеризующих эти явления, о закономерностях, которым они подчиняются).
·Умение работать с различными источниками информации (Интернет, учебная литература).
·Опыт работы в команде, опыт исследовательской работы (желательно, но не обязательно).
·Начальные навыки работы с компьютером.
Учебные мероприятия
Перед началом работы нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта. Необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования, как использовать их, соблюдая авторские права. Постановка задачи: Так как ученики впервые «официально» знакомятся с понятием «волна», то при помощи стартовой презентации в форме беседы учитель пытается активизировать знания учащихся о волнах. При ответе на вопросы учителя происходит пробуждение имеющихся у ребят начальных знаний (примеры из жизни, личных наблюдений) и интереса к получению новой информации. Определяются темы и содержание дальнейших исследований. Осуществляется деление учащихся на группы с учетом их интересов.
Работа над проектом:
На начальном этапе работы над проектом учитель помогает каждой тематической группе распределить роли, обсудить стратегию исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы. Итогом является план деятельности. Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с планом. На этом этапе учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса в учебниках и в Интернете, обсуждают собранную информацию в группе, разрабатывают инструментарий исследования, проводят исследования, сравнивают его результаты с собранной информацией, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. Если ученики затрудняются с поиском информации, можно порекомендовать им список информационных источников.
В поддержку развития навыков 21-го века учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта.
Оформление результатов проектной деятельности:
Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы группы (в виде презентации, буклета, вики-статьи). Обговариваются с ребятами критерии оценивания презентации, буклета и вики-статьи.
Защита проекта:
Каждая группа выступает с презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентаций, буклета, вики-статьи. Затем коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы групп. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование. Осуществляется награждение отличившихся участников.
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала
(Проблемный ученик)
Для ученика с проблемами усвоения учебного материала необходимо:
1.четко определить задачи на основе продуманного алгоритма; 2.скорректировать цели обучения; 3.при работе в группе предложить доступные задания; 4. составить подробный план продвижения по проекту; 5. предоставить возможность консультации с учителем, с участниками проекта; 6.составить личное расписание, чтобы он имел возможность работать над проектом вне урока; 7. разработать адаптированные материалы самооценки; 8. разработать контрольные листы с индивидуальными целями и самооценкой их достижения; 9. дать возможность представить свою работу в той форме, которая наиболее удобна для ученика.
Таким образом, необходимо приложить все усилия, чтобы проблемный ученик почувствовал свою значимость.
Ученик, для которого язык преподавания не родной
При изучении темы опираться на возможности ученика, используяадаптивные материалы: иллюстрированные тексты, простые кроссворды, рисункипроцессов (с комментариями и подписями), тексты на родном языке, двуязычные словари. Индивидуальные беседы.
Одаренный ученик
Вопросы, рассматриваемые в проекте, выходят за рамки школьной программы. В ходе работы возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Он выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта. Выполненные работы могут быть представлены на городской научно-практической конференции
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
http://wwwgeometodist.ru/Методическая лаборатория географии.
http://www.bio-book.ord/ -Биология. Растительный и животный мир, строение человека. Лекции, уроки.
http://www.alledg.ru/ -Сайт с учебными и познавательными материалами по биологии.
http://www.scholar.urc/ac/ru/Приложение к газете Первое Сентября «Биология». http://www.google.ru/ - размещение и совместное редактирование документов http://www.scribd.com/- размещение документов http://www.slideshare.net/- размещение презентаций