Submitted by Елена Юрьевна Феклистова on пн, 28/06/2010 - 01:49
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы будем снова наблюдать и рассуждать, открывать новые знания и делать выводы.
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу рабочего настроения.
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Посадил дед репку.
Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла?
- Что же помогло репке вырасти?
( вода, солнце, земля, почва.)
-У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?
(нет, разные по размеру).
-Почему?
(это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, …..)
хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?
как вы думаете понятия земля и почва - одинаковые или нет?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
(Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.)
Итак, тема нашего урока…… посмотрите на слайд.
- Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о какой кладовой идёт речь? Что означают картинки? Приведите свои примеры из жизни. (Сажаем в землю весной 1 ведро картошки, а собираем 20 вёдер.)
- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
- Почему в этих местах нет почвы?
- Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто учитель и ученики, а научные сотрудники.
- Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
III Планирование. Целепологание.
- Научные сотрудники работают по плану.
- Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.
- Согласны?
- С чего начнем?
(Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)
- Знаете ли Вы, что такое почва?
(На доске появляется табличка "Что такое почва?")
- Что еще можно узнать о почве?
- Какими свойствами она обладает?
( На доску вывешивается следующая табличка "Свойство почвы")
- Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)
- Значит, с чем познакомимся?
- Кто догадался?
(Видами почв)
- Правильно.
- С видами почв. (Ниже вывешивается табличка "Виды почв")
- А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка "Почва человеку")
- Зачем человеку нужны знания о почве?
(Выслушиваются ответы детей)
- Приступим к работе, следуя составленному плану.
- Внимательно рассмотрите верхний слой.
- Какого он цвета.
- Сделайте вывод.
- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
Свойство почвы.
- Переходим к выполнению следующего пункта плана.
- Рассмотрите верхний слой почвы.
- Что увидели? (траву, растения, листочки, останки насекомых)
- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)
- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
- Это - плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом "Плодородие")
- Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)
-Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?
-Правильно. Словарь.
- Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
- Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)
- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)
- Как появляется перегной в почве?
Молодцы, а теперь пришло время производственной гимнастики
ФИЗМИНУТКА
Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!
- Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
IV. Проведение опытов.
- Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
- Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в таблицу
(У каждого ученика на парте лежит таблица) ( приложение № 3)
1 опыт.
- Через лупу рассмотрите почву. - Запишите свои наблюдения в таблицу. - Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
- Кто знает, как это называется одним словом?
-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")
2 опыт.
- Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
- Что заметили?
- Пузырьки.
- Сделайте вывод.
- В почве есть воздух.
- Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
- Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
(песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной)
3 опыт.
Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло). Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность? Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Нагревание почвы в пробирке. На стенках появляются капли воды и белый налет.
(Дети внимательно наблюдают.)
- Что же это такое?
- Вода и минеральные соли.
- О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.
(Приложение№2)
Виды почвы.
1.
- Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)
- Правильно. Познакомимся с видами почв.
- Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
- Что заметили?
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
- А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
- Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.
- В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.
- Результаты занесите в контрольный лист "Виды почвы".
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)
- Итак, каковы результаты?
- Какая почва находится в первом пакете?
- Черноземная.
- Почему? Докажите.
(Цвет черный, жирная, если трогать руками)
- Во втором пакете?
- Глинистая.
- Почему? Докажите.
( Цвет желто - красный. Скатывается в комок)
- В третьем пакете?
- Песчаная.
- Почему? Докажите.
( Преобладает песок. Цвет серый.)
-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.
- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).
- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
Посмотрите на слайд.
- Как вы можете прокомментировать этот рисунок?
(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)
- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием.
- Как вы думаете, в нашей Астраханской области плодородная почва или нет? Докажите.
- По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?
- Как сохранить плодородие почвы?
(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
V. Рефлексия.
1. - Давайте подведём итог.
- Что такое почва?
- Какая почва называется плодородной?
- Чем отличается почва от песка и глины?
(Только почва обладает плодородием.)
2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.
- Перед вами 5 вопросов.
Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
1) Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)
2) Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее:
3) Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)
4) Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)
5) Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (пере….)
Взаимопроверка теста по экрану, выставление оценок.
За каждый правильный ответ выставляется знак +
5 + оценка «5»
4 + оценка «4»
3 + оценка «3»
- Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?
- Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
VI. Итог.
- Что узнали о почве. Сделайте вывод.
Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.
- Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы - плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.
- Теперь вернемся к сказке?
-Что помогло вырасти репке?
(У деда была почва плодороднее).
VII . Домашнее задание
- Наш рабочий день подошел к концу.
- На все ли пункты плана ответили? (Нет)
- Поэтому часть работы предлагаю взять домой.
Д\з: Как человек использует почву и ее охраняет? Сообщения можно проиллюстрировать снимками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы!
Урок окончен.
Решение экологической проблемы.
Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?
На: Почва.Её состав и свойства.