·воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели,
самостоятельность, культуру речи, внимание и чувство ответственности.
Оборудование:плакат «Счастливый случай», названия геймов, уровневые карточки, опорный конспект «Порядок определения окончания прилагательного», звездочки, рисунки геймов, музыкальные записи, магнитная доска, награда для победителя – «Знаток падежных окончаний».
1
Ход урока.
Ι. Организационный момент(2 мин).
- Я рада приветствовать вас на уроке – игре «Счастливый случай». Победить в сегодняшней игре вам помогут знания и умения по теме «Склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа».
Игра состоит из геймов. В каждом гейме вы должны показать свои знания и умения при выполнении заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите звездочку. Победителем станет тот, кто наберет больше звездочек.
Все задания будут на время. Итак, начинаем игру. Успехов вам.
Запишем в тетрадях дату игры и место проведения:
Четырнадцатое февраля.
Классная работа.
Звучит музыкальная заставка.
Первый гейм. «Дальше, дальше…»(5 мин).
В этом гейме вы будете соревноваться в каллиграфически правильном письме.Минутка чистописания.
Задание.Определите порядок написания букв в сочетаниях и продолжите до конца строки.
оомм ммоо Оомм … (Ммоо)
Проверка.Учитель проверяет и вручает звездочки за каллиграфически верное письмо.
Учитель:
- Перед началом работы, вспомним вопросы и окончания имен прилагательных во множественном числе.
Я называю падеж, а вы называете:
1 ряд – падежный вопрос, 2 ряд – окончания с твердой основой, 3 ряд – окончания с мягкой основой. (показ плаката).
Учитель: Перед вами порядок определения окончания имени прилагательного. Расставим их в нужном порядке.
На доске вывешиваю опорный конспект «Порядок определения окончания имени прилагательного».
1.Найди имя прилагательное.
2.Найди имя существительное, от которого зависит это прилагательное.
3.Поставь вопрос от существительного к прилагательному.
В этом гейме вы будете работать по вариантам. Возьмите карточки с названием гейма, прочитайте задания.
1 вариант. Спиши, вставив пропущенные буквы, образуй однокоренные имена прилагательные во множественном числе в творительном падеже, поставь ударение, выдели окончание.
…арбуз - …
…огурец - …
к…пуста - …
м…рковь - … .
2 вариант. Спиши, вставив пропущенные буквы, образуй однокоренные имена прилагательные во множественном числе в именительном падеже, поставь ударение, выдели окончание.
- Что это за слова? Как их можно назвать? (Это словарные слова).
Учитель вызывает к доске по одному ученику из каждого варианта, они работают за занавеской.
Проверка:сверяют с образцом - правильно выполненным заданием на доске. Взаимопроверка (обмен тетрадями). Вручение звездочек. Вы должны запомнить написание этих слов.
А теперь приступим к выполнению задания темной лошадки. Я изменяю задание, вы будете из текста упражнения 29 на стр.21 выписывать имена прилагательные во множественном числе вместе с существительным, от которого оно зависит. При комментировании вы устно задаете вопрос, определяете и выделяете окончание, над прилагательным указываете его падеж. Комментировать будет тот, кто первым найдет словосочетание.
Звонкими трелями, весенние песни, громкие голоса.
За правильное комментирование получают звездочку.
Звучит музыкальная заставка.
3
Четвертый гейм «Заморочки из бочки»(5 мин).
Учитель: - В это гейме вы должны выполнить самостоятельно задание на бочках. (ученики работают по разноуровневым карточкам)
1.Просклонять словосочетание, выделить окончание:
И.п. – глубок… сугробы
Р.п. – глубок… сугроб…
Д.п. – глубок… сугроб…
В.п. – глубок… сугроб…
Т.п. – глубок… сугроб…
П.п. – о глубок… сугроб… (1 ученик работает около доски)
2.Спиши, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных, определи падеж и выдели окончание:
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами.
В зимнем лесу на снегу видны узоры зверин… и птичь… следов.
Трещат лют… морозы. (1 ученик работает около доски)
3.Спиши, подбирая по смыслу имена прилагательные, поставив их в нужном падеже, выдели окончания, укажи падеж:
Стоит …. ая зима.
Сосны и ели надели …ые шубки.
Лес утонул в …их сугробах.
Звучит музыкальная заставка.
Пятый гейм «Гонка за лидером»(5 мин)
Учитель: - Возьмите карточку с названием гейма. Прочтите задание.
Задание: Из слов каждой группы составить предложение.
Морозы, стоят, на, февральские, улице.
Вьюги, снега, большие, намели, сугробы.
- Вы будете работать в парах. Лучшее предложение прокомментирует его автор, он находит прилагательное, определяет падеж, выделяет окончание. За правильное комментирование получаете звездочку.
ΙΙ.Подведение итогов урока.
Учитель:
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Как определить падежное окончание имени прилагательного во множественном числе?
4
- Что понравилось вам на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Вывод учителя: Вы должны хорошо знать падежные окончания имен прилагательных, правильно уметь определять их.
ΙΙΙ. Постановка домашнего задания.
Учитель: - первому варианту я задаю упражнения №31 стр. 22
- второму варианту я задаю упражнение №32 стр.23,
Всем повторить правила, выучить падежные окончания.
ΙΥ. Выставление оценок.
Учитель: - Подсчитаем звездочки. Встаньте те, кто набрал 5 и более звездочек. Победителю вручается памятный знак «Знаток падежных окончаний».
- Кто набрал меньше 5 звездочек, по количеству звездочек оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он поработал на оценку «4».