Submitted by Елена Константиновна Белоусова on Sat, 26/06/2010 - 16:12
Пешеходная экскурсия «История Рубленого города»
Цели:ознакомление учащихся младших классов с историей ярославского кремля, развитие наблюдательности и любознательности, воспитание уважительного отношения к истории родного края.
Задачи:1) разделить понятия «ярославский кремль» и «Спасо-Преображенский монастырь», познакомить с месторасположением и размерами древнего кремля, познакомить с историческими памятниками на территории бывшего «Рубленого города»;
2) учить видеть красоту в памятниках архитектуры, ценить работу мастеров-зодчих и реставраторов;
3) воспитывать бережное отношение к памятникам истории, чувство восхищения красотой родного города.
Ход экскурсии:Собраться лучше всего на пл. Челюскинцев, где Вечный огонь, и встать так, чтобы видеть овраг слева и справа (там сейчас находится спортивный стадион).
Ребята, мы с вами сейчас находимся на месте, которое в старину называли Медведицкий овраг, по которому до концаXVIIIвека протекала речка Медведица. Даже сейчас этот овраг хорошо виден, хоть склоны его заросли травой, а в самом овраге построили стадион. Медведицкий овраг был северной границей «Рубленого города»,древнейшей части городаЯрославля.Он имеет форму треугольника, «острие» которого составляет стрелка рекВолгииКоторосли. Берега обеих рек крутые и удобные для защиты, поэтому на этом возвышенном месте, защищённом со всех сторон, ростовский князь Ярослав Мудрый и решил построить первый на Волге русский город-крепость, который обезопасил бы подступы к Ростову, где находился княжеский престол. Наверняка, Вы уже слышали легенду о Возникновении Ярославля. Кто может её рассказать? (Рассказ учащихся учитель может дополнить)
Сказание о подвиге Ярослава Мудрого
и основании града Ярославля
В давние времена средь высоких лесов и густых трав стояло здесь поселение людей, именуемое Медвежьим Углом. Населяли его язычники, поклонявшиеся скотьему богу Велесу. И было это место зловещим: творили его обитатели многие грабежи и кровопролития.
Однажды случилось проплывать на ладьях мимо этого селища князю Ярославу Мудрому с великою ратью. И увидел князь, как некие жестокие люди наносили гибель судам, шествовавшим с товарами по Волге. Глядя на эти деяния, повелел он дружине своей устрашить и разогнать неверных, дабы спасти неповинных купцов. Одержав в схватке победу, принудил Ярослав жителей Медвежьего Угла к повиновению и поучал их, как жить и никому не творить обиды. Они признали власть князя, клятвою у Велеса обещали жить в согласии и дань платить, но православие принять отказались. На том договорившись, уехал Ярослав в престольный град свой Ростов.
Спустя некоторое время решил князь вновь наведаться в Медвежий Угол. И прибыл он в поселение с церковниками, воинами и мастерами. Когда же входил в селище, испустили иноверцы на него из клети своего священного зверя медведицу. Но не устрашился Ярослав зверя лютого, убил его своей секирою. При виде этого безбожные и злые люди ужаснулись и пали ниц князю. Он же речь держал, увещевая неверных, обличая их деяния гнусные. А наутро вынес из своего шатра икону Богоматери и со всем духовным чином, мастерами и воинами пришёл на берег Волги и там, на Стрелке, водрузил деревянный крест и положил основу храму во имя грозного пророка Илии. И повелел князь создать на этой земле град во имя своё и населить его православными христианами. Так основан был Ярославль.
Я предлагаю вам сейчас отправиться к Ильинско – Тихоновской церкви. По преданию именно здесь Ярослав Мудрый поставил крест, а потом повелел срубить деревянную церковку во имя пророка Илии. С тех пор тут один храм сменял другой. Это здание построено в первой третиXIXвека на месте церкви XVII века. Эторедкий для Ярославля храм с двумя колокольнями (ныне обе разобраны).
Всоветское время боковые башни были сломаны.После закрытия в храме устроили сначала склад, потом – общежитие мединститута, а еще позднее передали реставрационным мастерским. Сейчас храм, стоящий на месте легендарного основания Ярославля, заброшен и практически забыт.
Редкий случай, когда, если верить преданию, можно топнуть ногой и сказать: вот с этой точки «есть пошёл Ярославль». Может быть, у вас есть предположения, а почему князь Ярослав построил церковку именно в честь пророка Илии? (Предположения детей)
Оказывается, есть ещё одна версия возникновения Ярославля, из которой следует, что наш город был основан не в 1010 году, а несколько раньше: в 1006 -1007 годах.
Предполагается, что по достижении совершеннолетия, в 1003 году Ярослав Мудрый женился на девушке из Медвежьего Угла. Брачная сделка одновременно являлась договором с местными жителями об уплате дани. Следующий приход Ярослава в поселение связан, очевидно, с чествованием рождённого от этого брака Ильи. По заведённому обычаю, для почётных гостей устраивался «медвежий праздник», где в торжественной обстановке Ярославу было предоставлено право убить специально выращенного медведя. В честь сына князь произвёл закладку церкви пророка Илии, используя языческое представление о связи ребёнка с материнским родом. А чтобы превратить «материнское место» в «отчину», основал здесь град и назвал его в свою честь.
Весь город вXIвеке помещался в «треугольник», образованный реками Волга и Которосль, а также Медведицким оврагом. Это была бревенчатая крепость протяжённостью 1200 м, с 12 башнями. Внутри крепости находилась одна-единственная площадь. От неё вела – тоже единственная – улица к мосту через Медведицкий овраг. Мост соединял Рубленый город с Земляным городом (посадом*) – той частью Ярославля, которой уже было тесно в крепостных стенах. Эта крепость, срубленная из брёвен, и получила название Рубленого города – древнего Ярославского кремля. Многие считают кремлём Спасский монастырь, но он построен в началеXIIIвека, мы его увидим издали, когда выйдем на Которосльную набережную. Я предлагаю вам сегодня обойти вокруг территории Рубленого города и узнать, что здесь было раньше, что сохранилось до наших дней.
Но прежде, чем мы отправимся в путь, я хочу обратить ваше внимание на башню, которая находится слева от нас, если встать лицом к Волге. Это Волжская башня.Во время великого ярославского пожара1658 годав Кремле выгорели все здания. Сразу же вслед за тем началось строительство каменных укреплений.Стены делали деревянные, а башни каменные. Но вместо 12 сгоревших башен здесь выложили только 3 новые каменные и дальнейшие работы прекратили. К тому времени Рубленый город утратил значение крепости, так как военным форпостом* Ярославля сделался Спасский монастырь, который занимал лучшее стратегическое положение. Волжская башня охраняла Волжское устье Медведицкого оврага, имела сквозной проезд к Волге. Въездные ворота со стороны реки защищались ещё дополнительной «отводной» башней с воротами на северной стороне. Наверху была дозорная башня. Волжская башня не сохранила первоначального вида: своды её обвалились ещё вXVIIIвеке; в 1821 году была разобрана дополнительная башня, пробиты новые и заложены старые окна и проезд. Здесь был устроен трактир*. В 1842 году башня перешла в военное ведомство, тогда-то на неё был нанесён третий этаж. С этого времени до Октябрьской революции 1917 года башня занималась гарнизонным арсеналом*. Поэтому её ещё называют Арсенальная башня.
А теперь мы с вами пойдём по набережной Волги и остановимся у крупного двухэтажного здания Митрополичьих палат. Оно построено по указу митрополита* Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича в 1680-е годы, который был человеком очень деятельным и вдобавок обладал художественным вкусом.
Палаты эти – замечательный образец гражданской архитектуры концаXVIIвека, один из немногих сохранившихся в древнерусских городах. Дом стоял на территории Рубленого города, посередине обширной усадьбы, и служил резиденцией* ростовских митрополитов во время их пребывания в Ярославле.В своё время палаты выглядели ещё великолепнее. С двух сторон к ним примыкали огромные каменные крыльца. Крыша была круче, её украшали нарядные трубы - «дымники».Ещё в начале правленияЕкатериныIIэто здание считалось лучшим в городе, и именно в нём останавливалась императрица. Где-то неподалёку было оборудовано «место тюремное».
В течениеXVIII-XIXвеков внешний облик усадьбы значительно изменился: была уничтожена домовая церковь (Леонтьевская церковь), два флигеля*, службы и ограда. В 1830 году надстроили ещё один этаж, разобрали крыльца, изумительные наличники и так называемые «тяги» - горизонтальные полосы из уложенного узорами кирпича – замазали штукатуркой.
Но, после того как здание было обстреляно красными войсками во время восстания 1918 года, штукатурка отлетела, и стало ясно, что перед нами – древняя постройка необыкновенной красоты. В 1920-х годах специальная экспедиция под руководством академика И. Э. Грабаря отреставрировала здание, вернула ему часть былого великолепия. Не были восстановлена крыша и два крыльца, которыми оканчивались сквозные сени*, пересекающие поперёк всё здание.
Вторая реставрация в 1970-х годах ещё больше помогла делу. Теперь мы уже в состоянии представить, как это здание выглядело при Ионе Сысоевиче. Половина второго этажа здания служила личными покоями митрополита, вторая половина – была как бы дворцом, местом торжественных приёмов, украшенным фресками. Нижний этаж использовался хозяйственными службами. В здании имелись все возможные для того времени удобства, вплоть до воздуховодов для обогрева.
Посмотрите ещё раз внимательно на этот дом. Изящный узор тёсаного пояска, карнизов и оконных наличников отчётливо выступает на белой глади стен, придавая зданию большую нарядность, достигнутую умелым применением только одного стенового материала – кирпича.
Сейчас здесь расположен отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея.
А теперь мы с вами перейдём на место, именуемое «Стрелкой». Это мыс, образованный слиянием двух рек – Волги и небольшой, впадающей в неё речки со странным названием Которосль.
Есть несколько объяснений этого названия. Возможно, оно произошло от древнего слова «котораться», то есть спорить. Дело в том, что Которосль вытекает из озера Неро, на берегах которого стоит древний Ростов. Когда-то этот водный путь был главной дорогой, соединяющей Ростов и Ярославль. Правильнее было бы сказать, что из озера Неро вытекает не сама Которосль, а две малые речки – Векса и Устье. Ниже по течению они сливаются, и определить, какая из них – приток, а какая – основная река, невозможно. Так что Которосль – это как бы «спорная река», то ли Векса, то ли Устье.
Именно на Стрелке стоял деревянный кремль. На очень скромной территории под защитой кремлёвских стен стояли хоромы воеводы*, избы подъячих*, боярские дворы, всевозможные хозяйственные постройки и церкви. Одну из них – Ильинско - Тихоновскую - мы уже видели.
На самое «острие» Стрелки ещё до нашествия монголов были выдвинуты княжеские палаты. (В 1218-1463 годах в Рубленом городе находилась резиденция ярославских удельных князей.) Об их размерах и внешнем виде историкам ничего неизвестно, так как в1501 годуони сгорели и больше не восстанавливались. На их месте в петровское время стоял двухэтажный воеводский дом — место пребывания ярославского воеводы(одно время в нём жили и ярославские губернаторы*). В течениеXVIIIвека он сильно обветшал, а в 1787 году был разобран. На месте разобранного воеводского дома срочно выстроили новое здание для временного размещения архиерея*(архиерейский дом). Это было вызвано тем, что после роспуска братии древнего Спасо-Преображенского монастыря он был определён под резиденцию митрополита, который по указанию Синода покинул окончательно захиревший Ростов и спешно перебрался в гораздо более крупный губернский город. Однако монастырь к размещению митрополита готов не был, там велись строительные работы. К1813 году,когда митрополит окончательно водворился в Спасском монастыре, не особо приглядное здание было решено снести, а участок отдать под строительствоДемидовского лицея.
Его основателем был Павел Григорьевич Демидов, потомок уральских промышленников Демидовых, правнук тульского ружейного мастера петровских времён Никиты Демидовича Антуфьева, ставшего крупнейшим горнозаводчиком. Сначала лицей назывался «Демидовским высших наук училищем», а лицеем стал в 1870 году. Он был открыт в 1812 году «для дворянских детей, обучающихся в пользу государства высшим наукам». Первые семь лет своего существования лицей являлся как бы филиалом Московского университета, чьи выпускники здесь и преподавали. Один из лицейских профессоров, А. З. Зиновьев, впоследствии был домашним учителем М. Ю. Лермонтова. В лицее начинал свою педагогическую деятельность молодой московский профессор, а позже один из самых знаменитых русских педагогов К. Д. Ушинский. В лицее учился известный поэт «серебряного века» К. Д. Бальмонт. Научная библиотека лицея уступала только библиотеке Московского университета.
Вот что можно прочитать в материалах, опубликованных в альбоме «Ярославль в старых открытках и фотографиях»:
«Вышиною трёхэтажный, длиною с лишком 60 сажен(приблизительно 130 м), стоящий на самом первоначальном углу города, лицом к соборной церкви, а другой стороной к Волге, где пристроена церковь. И вокруг оный дом… украшен колоннадою, весьма приличною по великолепности его.
Сей дом построен на том самом месте, где прежде бывали домы ярославских местных князей, при открытом со всех сторон амфитеатре, притом оный окружается регулярным садом, который обнесён невысокой каменною оградою».(М.: Искусство, 1998. С.322)
Демидовский лицей занял, таким образом, самое «выгодное» место — перед древним кафедральным собором. Из его окон открывался прекрасный вид на водную гладь сливающихся Которосли и Волги.
После революции студенты Демидовского лицея оказали ожесточённое сопротивление советским комиссарам.В ходеЯрославского мятежа 1918 годаздание лицея было одной из главных мишеней артиллерии. Сгорела большая часть научной библиотеки лицея. А в 1932 году сильно повреждённое здание было решено и вовсе снести, чтобы построить на стрелке Дом советов.
Теперь, если мы с вами повернёмся спиной к Волге, мы увидим Успенский собор.Это самый первый и главный собор Ярославля.
За долгую историю города четыре храма с этим посвящением сменили друг друга. Первый был заложен в 1215 годуиз кирпича с белокаменными деталямиростовским князем Константином Всеволодовичем: «заложил церковь каменну на Ярославли на дворе своём во имя святыя Богородицы Успения».В1501 году соборобрушился, равно как и его ровесник — собор Спасского монастыря. В 1510-е годы оба здания были восстановлены. В серединеXVIIвека в связи с быстрым ростом населения Ярославля и его превращением во второй по величине город России собор строится заново (около 1658 года - точная датировка вызывает споры). В 1830-е гг. на месте шатровой колокольни выстроена новая, огромная, несколько «подмявшая» под себя собор.
Там благословлялись главные события города, решались первостепенные вопросы и судьбы людей.
В 1787 году митрополичья кафедра переносится из Ростова в Ярославль, и Успенский собор становится кафедральным. Он хранил множество святынь, главной из которых были мощи благоверных князей Василия и Константина Ярославских Чудотворцев (последних князей первой ярославской династии). У раки с мощами находилась моленная икона святых Василия и Константина – спас Вседержитель середины XIII века, которая сейчас является самой древней иконой в ярославских музейных собраниях.
В Успенском соборе побывали едва ли не все российские монархи, начиная с Ивана Грозного, его стены видели Петра I, Екатерину II, Николая II. Именно отсюда в 1612 году, приняв напутственное благословение от митрополита Кирилла, отправилось на Москву ополчение Минина и Пожарского. А в 1613 году на пути из Костромы в Москву здесь молился первый царь из рода Романовых – Михаил Фёдорович.
Во время восстания против красных в 1918 году собор был частично разрушен снарядами Красной Армии, но почти сразу был отреставрирован специалистами ярославской реставрационной мастерской. В 1922 году здание передали Бирже труда, позже устроили в нём склад зерна. (По другим данным богослужения в соборе продолжались до лета 1929 года, затем собор начали разрушать, сначала сбросили колокола и разобрали колокольню.) В августе 1937 года накануне престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы здание было взорвано, после чего началась разборка сооружения. Очевидцы рассказывают, что взорвать прочно построенный храм было непросто. После взрыва первого заряда здание приподнялось и... снова село на место. Оно как бы изо всех сил старалось казаться непобеждённым. Всё, что осталось от бывшей территории храма, - это неказистая сторожка, в которой разрушителями был устроен общественный туалет.
Наконец, в2004 годупо инициативе мецената В. Тырышкина было принято решение о восстановлении Успенского собора, правда, в новых формах. В связи с предстоящим строительством в 2004—2006 гг. археологи досконально изучили территорию, подлежащую застройке. Результаты были представлены на выставке «Тайны Успенского собора». К сожалению, не удалось установить место нахождения первоначального Успенского собора. Восстановление собора ведётся с 2007 года.
Также на средства местного предпринимателя Я. С. Якушева была восстановлена сторожка Успенского собора, которую приспособили под элитную одноместную гостиницу.
В память об Успенском соборе в 1995 году появилась интересная скульптура –Ветхозаветная Троица, созданная местными мастерами Н. Мухиным и И. Трейвусом. «Троица» представляет собой очень смелую попытку скульптурно осмыслить великое произведение А. Рублёва. По поводу этой скульптуры было немало возражений: во – первых, православная традиция не знала скульптурных изображений «Троицы», скульптура – вообще довольно редкое явление в православном храме; во – вторых, скульптура на этот раз покинула стены храма и обосновалась прямо в парке, что, как считали, было уж совсем неслыханным. Но патриарх Алексий II новшество одобрил, а местный архиепископ Михей скульптуру освятил. Так что можно считать, что эта скульптура начала новую традицию русского православного искусства.
Успенский собор – это второй из 6 храмов, которые находились на территории Рубленого города. Сейчас мы с вами отправимся к третьему храму – церкви Николы Рубленый город.
Это единственная сохранившаяся в первозданном виде церковь ярославского кремля. Она построена в 1695 году на средства прихожан-судостроителей, чьи верфи располагались здесь же на берегу Которосли. Название храма, по преданию, произошло от местоположения первой деревянной церкви, поставленной на этом месте еще Ярославом Мудрым в ярославском Рубленом городе, т.е., обнесенном рубленой, деревянной стеной. Некоторые исследователи полагают, что это могла быть даже надвратная церковь на въездных воротах (Николай Чудотворец издревле почитался покровителем путешествующих). Строители речных судёнышек были люди небогатые, и собрать много денег на постройку большого каменного храма они не могли. Поэтому церковь имеет такой непритязательный, сугубо провинциальный силуэт, будто состоящий из простых геометрических форм.
Во время восстания 1918 года церковь была сильно разрушена прямыми попаданиями артиллерийских снарядов. Художник, которому было поручено обследовать состояние ярославских памятников после подавления мятежа, писал об этой церкви: «Она так разрушена, что смотришь и как-то не веришь, что когда-нибудь можно будет её восстановить из этих развалин... Нет, кажется, ни одного целого местечка...» Однако реставраторы И. Э. Грабаря сделали чудо, вернули к жизни ещё одно сокровище народного искусства. В тех условиях это был настоящий подвиг.
В наше время в церкви размещены реставрационные мастерские художественного музея. Доступа внутрь нет.
Остальные 3 церкви до наших дней не сохранились.
Леонтьевская церковь «на кладовых палатках» — строилась при Ионе Сысоевиче как домовая церковь архиерея и соединялась крытым переходом с Митрополичьими палатами. (Она освящена в честь Леонтия Ростовского — первого святого ростовской земли и основателя Ростово-Ярославской епархии.) Церковь стояла на высоком подклете, вероятно, сохранившемся от Успенского собора XVI века и приспособленном для хранения «свинцовой и зелейной казны (пороха)». В конце XVIII века прорабатывались планы строительства на подклете обветшавшей церкви новой соборной колокольни, но они не осуществились. В 1809 г. этот одноглавый храм был снесён.
Церковь Шуйской Богоматери — официальное название церкви Иоанна Златоуста в Рубленом городе после того, как она была отстроена в камне в 1690 году. Храм, стоявший на крутом волжском берегу между Леонтьевской и Ильинско-Тихоновской церквями, был увенчан пятью небольшими шлемовидными главами под стать соседнему собору. Был снесён не позднее 1929 года.
Церковь Толгской Богоматерив 1686 г. освящена в честь величайшей святыни Ярославля и его небесной покровительницы, иконы Толгской Богоматери. Церковь просуществовала как приходская до 1802 г., когда её снесли, якобы из-за малочисленности прихожан, но в действительности, видимо, чтобы не закрывать дорогу из переоборудованного в архиерейский дом Спасского монастыря к главному собору епархии, Успенскому.
Одним из проектов восстановления Успенского собора предполагалось не только восстановление храма с максимальной исторической точностью, но и сооружение часовен на месте разрушенных Леонтьевского, Златоустинского и Толгского храмов.
Стоя рядом с церковью Николы Рубленый город, нельзя не обратить внимание на церковь Спаса на Городу, стоящую на противоположной стороне улицы. Она построена в 1672 году,как и большинство ярославских храмов, на месте прежнего, деревянного.Храм на пологом спуске, ведущем к берегу Которосли, значится здесь еще с XIII века, с тех времен, когда Ярославль был центром удельного княжества, независимого от Москвы. Название свое он получил либо от расположения на городском торгу (что вероятнее: стояла церковь на Торговой площади в Земляном городе). Либо от её местоположения - на границе двух частей Ярославля, двух «городов» - Земляного и Рубленого.
Деревянные храмы на этом месте неоднократно горели и восстанавливались; последняя деревянная церковь Спаса на Городу сгорела в большом городском пожаре в 1658 году. Новая каменная церковь была построена на средства прихожан. Наиболее пышно украшен северный фасад, выходящий на бывшую торговую площадь. Это показывает, что здание строилось уже с учетом местоположения.
Роспись интерьеров храма была завершена очень быстро − за семь летних недель в 1693 году. Над росписями трудилась большая артель ярославских мастеров − 22 человека − во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым.
Во время гражданской войны храм сильно повредили снаряды, и в 1919-1920 годах ее реставрировали. Позднее, в 1929 году храм был закрыт и передан под склад. С июля 2003 года он возвращен верующим, и в нем ведутся службы.
Вплоть до второй половины XVIII века здесь находилась огромная торговая площадь, тянувшаяся до Волги и вся застроенная жилыми зданиями, торговыми рядами, амбарами и другими хозяйственными сооружениями. Здесь же располагались гостиный двор, денежный сбор (место сбора пошлины) и кружечный двор (место казённой продажи спиртных напитков). Кроме русских купцов здесь торговали и иностранцы: немцы, французы, голландцы, испанцы и даже два индийца. Многие купцы и компании использовали Ярославль как внутреннюю гавань для переправы товаров в Азию. В 1895 году в районе которосльных пристаней зимовало 170 судов, в другие годы много больше. Любопытный факт: в 1655 году путешественник англичанин насчитал за один день до 3000 привезённных сюда осетров. Внизу у Которосли, в Подзеленье (место, отведённое под «зелье», то есть порох), с XVII по XIX век стояла единственная в городе общественная баня.
Теперь нам осталось лишь подняться от церкви Николы Рубленый город по склону Медведицкого оврага вдоль стадиона, и мы снова окажемся на том, месте откуда начали нашу экскурсию. Таким образом, мы обошли вокруг территории древнего Ярославского кремля – Рубленого города.
Заключение:
Ярославль вышел за пределы Рубленого города ещё в домонгольское время.Исторически торговля и ремесленничество были сосредоточены в гораздо более обширном Земляном городе. Связано это было, в первую очередь, с небольшими размерами Рубленого города.
«Великий» пожар 1658 года уничтожил дотла весь деревянный Ярославль, сгорели и все его крепостные сооружения.
Относительный упадок Рубленого города был предопределён принятым при Екатерине II решением сделать центром городской застройки площадь вокругцеркви Ильи Пророкав Земляном городе. Укрепления были окончательно срыты, овраг частично засыпан, а вдоль Волжской набережной из Земляного города в Рубленый перекинут Семёновский мост.
Оказавшись на краю нового экономического и административного центра, Рубленый город в XIX веке застраивался деревянными частными домами и амбарами.
В 1918 году в Ярославле было поднято восстание против советской власти, восставшие захватили всю центральную часть города, а красные войска обстреливали их из-за Которосли и Волги. В результате множество гражданских зданий и церквей было разрушено.
Великая Отечественная война поставила крест на планах современной застройки Рубленого города. Нового строительства не велось и после войны, за исключением пятиэтажной «хрущёвки», нарушившей своим знакомым силуэтом «спичечного коробка» патриархальный облик этой части города.
Позднее на окраине Рубленого города был сооружён обязательный для советских городов комплекс «вечного огня», а в лощине Подзеленья устроили небольшой стадион «Юный спартаковец».
В конце XX века историческое сердце Ярославля, будучи лишено своих архитектурно-смысловых акцентов, представляло собой пустырь, стыдливо именовавшийся «историко-археологической зоной». Планомерных раскопок в этой зоне, впрочем, с 1950-х гг. тоже не проводилось.
К 975-летию города со стороны Которосли была построена беседка, схожая формами с исторической «беседкой Некрасова» на Волжской набережной.
Напротив Даманского острова была поставлена пристань флотилии юных моряков им. Ушакова. О том, что ярославцы стали забывать об исконном назначении этой территории, свидетельствовало то, что термин «кремль» в обиходе закрепился за обнесённым стенойСпасским монастырём.
Летом 2005 года весь исторический центр Ярославля был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Толковый словарь.
Арсенал– здание, где хранится оружие всякого рода, военные доспехи и припасы; бывают тут и мастерские, оружейная. В. И. Даль Толковый словарь великорусского языка для детей.
Архиерей– высший чин духовенства. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Боярин– вельможа, знатнейшее сословие в государстве. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Воевода– в Древней Руси: начальник войска, а также области, округа. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Губернатор– начальник какой-нибудь области. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Митрополит– высшее почётное звание духовного лица. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Подьячий– на РусиXVI – начала XVIII веков помощник дьяка, канцелярист.С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Посад– 1) оседлое поселение вне города либо крепости; 2) местечко, торговое селение, где жители горожане низшего разряда (мещане). В. И. Даль Толковый словарь великорусского языка для детей.
Резиденция– местопребывание высокопоставленного лица. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Сени– помещение между жилой частью дома и крыльцом. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Трактир– гостиница, харчевня, где пьют и едят из платы, постоялый двор. В. И. Даль Толковый словарь великорусского языка для детей. Гостиница с рестораном, позднее – ресторан низшего разряда. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Флигель– пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Форпост– передовой пост, укреплённый пункт. С. И. Ожегов Словарь русского языка.
Список, использованной литературы:
1.Блажевская С. Е. Ярославль. Путеводитель. – Компания «Гранд-Холдинг», 2007
2.Жельвис В. И. Прогулки по Ярославлю. – Ярославль: Верхняя Волга, 2001
3.Козлов П. И. Ярославль. Путеводитель. – Ярославль, Верхне - Волжское кн. изд.,1974