Submitted by Людмила Михайловна Радионова on Fri, 25/06/2010 - 01:08
Урок слова
Тема урока: «Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка»
о жизни и «чудная сказка» о дружбе
Цели урока:
- Развивать внимание к художественному слову, умение воспринимать, интерпретировать прозаическое произведение.
- Постигать тайны внутреннего мира писателя через слово.
- Способствовать духовному росту ученика.
К этому уроку учащимся предлагается прочитать рассказ «Бобыль и Дружок»; найти в словаре толкование слов: гуманизм, человечный, милосердие, сострадание; кличка, прозвище, имя.
1. Предкоммуникативная фаза
1) Работаем над стихотворением «Песнь о собаке»
Стихотворение читается в классе, проводится первичная беседа
-Скажите, каким вам видится человек, который написал эти строки?(чуткий, добрый, отзывчивый, заботливый…)
Да, с ранних лет у этого человека зарождалась та великая любовь и жалость ко всему живому, которая затем вылилась и в его произведения. Его мать вспоминала:
«Птиц, щенят всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать».
Любовь ко всему живому осталась у него на всю жизнь. И вот что примечательно: он и о собаке пишет, как о человеке:
До вечера она их ласкала…
Велика сила материнской любви. И страшно, что среди людей сеется зло, что человек не способен на жалость:
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Правильно, на то он и «хозяин».
Обращаемся к словарю, находим:
Хозяин-
1. то же, что владелец.
2. переносное знач.: полновластный распорядитель.
3. человек, который ведет хозяйство и т.д.
- Какое же из данных значений подходит к этой ситуации?
Дети увидят в «хозяине» полновластного распорядителя, хозяина чужой судьбы, безжалостного властелина. Но не в переносном значении, а в прямом, ибо
Семерых их поклал в мешок…
Человек - «хозяин» не в состоянии понять ни собачье счастье, ни её горе. Да и человечье-то не всегда понимаем, бывает...
А вот писателю жалко. «Грустная сказка» - жизнь. Об этом он поведает нам и в других произведениях, не только в стихотворении «Песнь о собаке»
2)Работаем над портретом
-А теперь внимательно посмотрите на портрет С.А.Есенина, думаю, что вы узнали этого писателя.
С портрета смотрит на вас светлоокий юноша. Его задумчивые глаза полны печали:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Нет, в своём сердце Сергей Есенин никогда не покидал ни родимый дом, ни «голубую Русь».
3)Биографическая справка
Родился поэт на Рязанщине. Поэтичная русская земля.… Любовался красотой лугов, жадно впитывал в себя игру света в чистых рощах. Дышал воздухом ржаных полей, вслушивался в дикие посвисты метелей. Все написанное им связано с землёй и с тем, что живёт на ней.
А ещё во взгляде, как и в его стихах, много грусти.
- Откуда грусть?
Дети могут вспомнить, что детство Серёжи Есенина прошло без родителей, а это оставило неизгладимую травму в душе его. В одном из ранних писем читаем: «Радостьтам, где у порога не слышны стоны».
Стало быть, в своей жизни он много их слышал (и не где-то, а «у порога»).
Поэт видит и подмечает все; на все тревожное, грустное и горькое откликается его ранимая душа. Даже там, где речь идет не только о человеке, он страдает. Перечитайте его стихи: «Корова», «Лисица», «Табун». Все они полны сострадания, все они проникнуты гуманизмом в высоком смысле этого слова.
Гуманизм- гуманность, человечность по отношению к людям.
Человечный -достойный человека, отзывчивый, гуманный
Сам поэт заявил :
Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть…
Мы с вами уже привыкли к тому, что Есенин – поэт, он пишет стихи. И не просто поэт, он лирик.
-А как вы понимаете значение слова лирик?
Это, наверно, человек, у которого чувство на первом месте. Такому человеку понятна боль другого живого существа, он откликается на зов о помощи, ему знакомы такие чувства, как жалость, сочувствиеи сострадание.
Дома дети работали над словарём нравственных категорий:
Милосердие - готовность помочь кому-то, просить кого-то из сострадания, человеколюбия.
Но оказывается, не только стихи писал С. Есенин, в его творчестве нашла место и проза. Да ещё какая! И очень важно, что и здесь он остается лириком.
Рассказ «Бобыль и Дружок» и стихотворение «Песнь о собаке» написаны примерно в один период. Разные по жанру, они близки, и близки именно своим лиризмом,гуманистическими идеями.
Дети читали дома рассказ, им известны определённые моменты биографии писателя, поэтому можно задать вопрос:
-Случаен ли рассказ «Бобыль и Дружок»?
Конечно же, нет. В нём весь Есенин – лирик, со своим одиночеством, тоской, грустью, милосердием и любовью ко всему живому на земле. Жизнь – «грустнаясказка», и это знает писатель: когда нет понимания, нет рядом живой души, способной хотя бы не делом, а словом или взглядом помочь (помочь – значит понять), тогда жизнь превращается именно в «грустную сказку».
Исследователь творчества Есенина писатель Юрий Прокушев на наш вопрос ответил так: «Было бы рискованно назвать их (сюда же относит литературовед и рассказ «У белой воды») «проходными» или «случайными» для молодого поэта. Они близки его ранним стихам, близки тем социально-нравственным проблемам, тем мировоззренческим поиском истины, смысла жизни, которые были столь характерны для Есенина в годы юности. Верность дружбы. Верность любви. Жизнь – духовная и плотская. В чем её смысл? Что есть добро? Что есть счастье? Что есть грех? Его преодоление. К этим вечным проблемам бытия человеческого, всегда волнующе современным, пытается подойти, художественнопо- своему, молодойавтор».
2.Коммуникативная фаза
1)Чтение рассказа
Эмоциональное восприятие текста – на фоне музыки.
2)«Свободный микрофон»
Учитель предлагает детям поделиться впечатлениями.
3)Анализ текста
- Каков сюжет повествования?
Сюжетная линия невелика. Старик, для которого отрадой в жизни была только собака Дружок, жил бобылём. В голоде и холоде коротал он свой век. Весна, от которой он ждал чуда, обострила его болячки, и он умер. Не вынес разлуки с другом и его верный Дружок, смерть его застала на могиле Бобыля.
Но сколько добра в этой по-настоящему искренней дружбе.… И сколько равнодушия вокруг… «Художественно по- своему» раскрыл это своим читателям молодой писатель, обнажив все нюансы человеческой души, заставив пережить нас вместе со своими героями тяготы и невзгоды.
Можно спросить учащихся, не показалось ли им странным название рассказа? Чтоздесь: имена или клички?
Бобыль в рассказе - это старик, но Бобыль не собственное имя.
Словарь Ожегова:
Имя– личное название человека, даваемое при рождении.
Кличка – 1. имя домашнего животного
2. прозвище человека.
Прозвище - название, данное человеку.
Бобыль(устар.) – безземельный, одинокий крестьянин-бедняк. Перен.: жить бобылем одиноко, без родных.
Бобылём старика назвали именно потому, что он жил один. Назвали люди. Дали ему прозвище, то есть кличку. Они и обращаются к нему только так: «Ты бы бросил, Бобыль, свою собаку…»
-Ласковое это прозвище?
Нет, оно прямо-таки режет слух.
-А какая кличка у собаки?
Автор в самом начале повествования говорит: «… и была у неё ласковая кличка Дружок»
-Кто дал собаке кличку?
Человек, Бобыль, её друг. И для собаки кличка – это её имя (см. словарь Ожегова).
Получается, что у животного есть имя, а у человека его нет. Это страшно? Да. И грустно – тоже. «Грустная сказка» - жизнь.
-А какие сказочные элементы нам встретились в начале повествования?
Дети скажут о том, что многие сказки начинаются с «жили-были…»; здесь, в тексте читаем: «жил…» (потому что он жил один).
Неправильный порядок слов, инверсия (вначале сказуемое - глагол) также часто встречается в фольклорной сказке.
Перечитав первые два предложения первого абзаца, можно спросить, грустнаяили радостная сказка ждет нас впереди, с чем это связано?
Выстраивается следующая цепочка:
«своя хата» - не надо просить ни у кого крова
«Радостная сказка» «…и собака» - собака - друг человека, радость
(Радость связана с линией «Бобыль собака»)
«жил…» - один, одинокий, тоскливо одному
«Грустная сказка» «на краю деревни» - страшно жить на отшибе
«старый Бобыль» - одиночество, близость смерти
(Грусть связана с линией «Бобыль люди»)
-Чем же жил Бобыль?
Он « ходил по миру, сбирал куски хлеба, так и кормился».
На вопрос, почему советовали люди Бобылю «бросить» Дружка, кто-то из детей скажет, что односельчане жалели его, ведь одному легче прокормиться. Но большинство заметят обратное: это не жалость, это непонимание беды человеческой, человеческого одиночества. С собакой Бобылю легче доживать век, она понимала своего друга.
Какая сила кроется в строках: «Прижимается он к Бобылю, заглядывает ласково ему в лицо и словно хочет вымолвить: «Никому мы с тобой не нужны, никто нас не пригреет, одни мы с тобою…»
-О каких взаимоотношениях Бобыля и Дружка мы узнаём?
Работаем с текстом. Дети приводят конкретные примеры. Бобыль «никогда не расставался со своей собакой». Наши друзья понимали друг друга даже по взгляду: Бобыль взглянет на собаку «грустными глазами», ничего не говоря… (Примеров множество в тексте). Не на правах «хозяина» Бобыль, а на правах друга. Поэтому и не брал он краюшку хлеба, если вдруг его люди укоряли собакой.
-Бобыль – собака – люди.… На какой антитезе построено повествование?
Бобыль и собака Бобыль, собак и люди
↓ ↓
любовь, взаимопонимание равнодушие, отсутствие
взаимопонимания
Юрий Прокушев писал о том, что «Бобыль и Дружок» и «Песнь о собаке» были написаны одновременно. Есенину исполнилось всего двадцать лет. Но эти произведения «близки друг другу гуманистическим пафосом».Согласны ли вы с мнением критика?
Нужно дать возможность детям высказаться. Они непременно отметят, что оба произведения проникнуты заботой, любовью и … равнодушием.
4)Работа в группах
Учащимся предлагается найти слова – характеристики:
Бобыль
Дружок
1.«грустные глаза» - много повидал в жизни,
2. «угрюмый был, редко с кем разговаривал» – одинок, угрюм,
3. «обнимет Дружка, приголубит» - ласковый, любит своего друга
1.«заглядывает ласково в лицо» - всё понимает,
2. «глаза серые, умные» - умная собака,
3. «ходит, тоскует»,«воет над могилой» - любит друга
-А как называет писатель жизнь Бобыля?
«Грустная сказка». Её-то и рассказывает Бобыль своему другу. Мы не знаем, о чём конкретно поведал он собаке. Но слова «задумается», «начинает вспоминать прожитое», «с болью молвит» говорят о том, что далеко не сладкая жизнь была у старика. Возможно, пережил он и старуху, и своих детей…
-К какому художественному приёму прибегнул писатель, назвав жизнь старика «грустной сказкой»?(Это явная метафора).
Писатель построил своё повествование так, что мы вместе с героями переживаем зиму, весну, беспокоимся о том, выживут ли они.
Далее можно предложить ребятам определить, каковы же временные рамки в рассказе, что несёт каждый из периодов нашим героям. Если время ограничено, то предварительно можно предложить поработать в группах или дать индивидуальные задания:
Время
Как определяем в тексте
Каково состояние героев
1.Осень
То, что было до момента «настанет зима, подует…»
«ходил он по миру, сбирал куски хлеба»
2.Зима
«Настанет зима, подует сердитая вьюга, заметёт позёмкой, надует большие сугробы»
«ходит по сугробам», «пробирается от двора к двору», «хата старая, нетоплена», «а дров – ни полена», «запряжёт …Дружка в салазки…», «затопит лежанку»
«заживём …с весною», «стали ноги подкашиваться, кашель грудь задавил, поясница болит – ломит», «глаза уж совсем помутнели», «реже старик выходит из хаты», «заболел Бобыль, не встаёт, не слезает»,
(надежды были, но с весной все болезни обострились)
4.Лето (или конец весны)
«На могиле цветочки», «кукушка грустила, жалобно над могилой куковала»
«умер Бобыль никому не нужный», «…умер Дружок на могиле»
По ходу работы возможна беседа по следующим вопросам:
-Как герои переносят зимние невзгоды?
-Почему именно зимой Бобыль рассказывает Дружку «грустную сказку»?
-Обратите внимание на образ – символ Печь.
(Печь – символ дома, домашнего очага, уюта, а она нетопленая…)
-Ждали ли чуда вы от весны, надеялись ли?
Вот так во временные рамки «Осень – Лето» укладывается и «грустная сказка», и «чудная сказка».
-А что имел в виду автор, назвав «чудной сказкой»? Докажите текстом.
Это сказка о дружбе Бобыля и Дружка. («Зашептались на могиле цветочки, нашептали они чудную сказку о дружбе птичкам»)
Дети приведут примеры из текста, доказывающие, что отношения Бобыля и Дружка основаны на любви и взаимопонимании. Например:
« Пойдет Бобыль по деревне, стучит под окнами, а Дружок рядом» или: «Ходит Бобыль по сугробам… и Дружок тут бежит…»
Все тяготы «грустной жизни» наши герои переносили вместе, тем самым скрашивая эту непростую жизнь.
-А почему не хотелось умирать старику, ведь он уже отжил свой век?
На этот вопрос не может быть нескольких вариантов ответов. Ответ один: ему жаль оставлять Дружка, не надеется он на людей.
Перечитаем описание смерти старика.
Это очень красивое описание. «Душа отлетела», когда он собаку прижал к сердцу. Безысходно горе собачье, и мы ещё раз перечитаем этот момент и обратим внимание на следующие словосочетания: «ходит, тоскует» Дружок, «жалобно завоет», «пригорюнилась» собака, «смотрит жалобно, стонет».
-А как люди отнеслись к этому событию?
Да, они «убрали, обмыли, в гроб положили» мертвеца по русскому обычаю; конечно, отпели в церкви. Они не оставили его лежать на лавке, но они забыли о том, что в собаке ещё теплилась жизнь.
-Мог ли быть иной исход?
Возможно. И ребята приведут свои версии. Но люди «гонят собаку от церкви», им не понять собачьего горя (они и человечье одиночество не понимали). Собака «от горя и голода на ногах шатается», но никто не накормил её, не приласкал, не заглянул ласково в глаза. Что это? Непонимание? Равнодушие? Жестокость!
-Так ли природа отнеслась к смерти старика и собаки?
Нет, природа не осталась равнодушной: «зашептались цветочки», «кукушка грустила, жалобно на могиле куковала».
Обращаем внимание на песенно-фольклорную основу последнего абзаца. Что здесь? Лирическая народная песня? Плач? Здесь боль, скорбь, тоска и радость. Радость от того, что была такая дружба, о ней надо всем рассказать; пусть птички разнесут эту «чудесную сказку». Говоря о стихах Есенина, мы отмечаем, что они многоцветны: голубой, малиновый, алый, розовый, белый…
-А какова же цветопись в этом рассказе?
Чёрный – «земля зачернела», «слякоть весенняя», «земля на могиле».
Белый – наше видение: сугробы, вьюга. Серый – глаза у собаки «серые, умные». Зелёный – «ветла распустилась». Красный – «красное солнышко».
Но никто, пожалуй, из читателей не видит ни одного оттенка цвета, кроме чёрного и белого. Бесцветна жизнь двух существ, её скрашивала и расцвечивала только их взаимная любовь и дружба. Даже весна обманула надежды героев.
-Какова интонация рассказа?
(Спокойная, печальная – на протяжении всего повествования. Радостно-печальная – в конце).
3.Посткоммуникативная фаза
-Что же сказал нам писатель своим произведением? Какова его главная мысль?
На этот вопрос нужно дать возможность детям высказаться. Может быть, писатель напомнил нам о том, что в извечной суетности человек забывает, что он Человек.… Не сберегли люди ни Бобыля, ни Дружка. Непонимание других всегда усиливает одиночество.
Молодой автор заставил каждого из нас заглянуть в глубины своей души и пересмотреть все ценности, на которых строится жизнь каждого. Ведь недаром мы сейчас пережили вместе с героями вьюжную зиму, ждали чуда от весны и питали надежды.… Сейчас мы были свидетелями одинокой старости и смерти.
Неужели всё это пройдёт бесследно?!
Чувство щемящего одиночества, которое вызвало в читателе тихое, грустное повествование, я думаю, заденет душу маленького читателя, разбудит в нём Человека. Отзывчивое сердце Есенина данным повествованием откликнулось на чужую боль.
Ю.Прокушев об одном из циклов стихов Есенина сказал: «Каждое стихотворение – своеобразный слепок с души поэта». Мне кажется, что это можно сказать и о данном рассказе. Здесь - весь Есенин… Бобыль, одинокий и угрюмый, так и не нашедший приюта и понимания среди людей, смотрящий на мир «своими грустными глазами».
Благодарю детей за урок и очень надеюсь, что он заденет каждого за живое. И захочется быть внимательнее по отношению к другим, добрым, заботливым, чутким. И если дети уйдут с урока с такими чувствами, то цели урок достиг.