Метод "Инцидента" - это анализ инцидентов (лат. incident - случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера).
Этот метод отличается от метода "кейс-стади" тем, что его цель - поиск информации самим слушателем. Обучаемые вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-либо организации, например в магазине у прилавка, в сберкассе, на стадионе. в библиотеке или музее. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло...".
Для принятия слушателями обоснованного решения им предлагается явно недостаточная информация, поэтому необходимо прежде всего:
* разобраться в обстановке;
* определить, есть ли проблема и вчем она состоит;
* подумать. что надо делать;
* выяснить что надо знать для принятия того или иного решения
Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, следовательно вынуждены задавать вопросы "на развитие", то есть для получения новой дополнительной информации (Что? Почему? Как? Зачем? и др.).
Основное назначени метода "инцидента" - развитие или совершенствование умений обучаемых, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточности информации, с другой - рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.
Преподаватель может использовать разные варианты проведения занятий:
1. Ситуация готовится заранее самим преподавателем, затем зачитывается та её часть, которая является инцидентом. а после процесса задавания вопросов слушателями каждая подгруппа принимает свое решение и уже затем в открытой дискуссии обсуждаются его правильные и непраильные аспекты.
2. Преподаватель рассказывает слушателям о технологии анализа методом "инцидента", затем дается время (15-20 мин.), и каждая команда отрабатывает свои варианты ситуации. Когда ситуации у всех команд будут разработаны, тогда начинается процедура сбора информации: инцидент (случилось...); вопросы и ответы; принятие решения; презентация решения и его анализ авторами ситуации, затем другая команда действует в той же последовательности.
3. Формы организации занятия также могут быть разными:
а) каждый запрос на дополнительную информацию обсуждается слушателями, и решается вопрос о её необходимоости для принятия обоснованного решения;
б) каждой группе слушателей выдается вся информация, которую они запросили, а затем на общей дискуссии при обсуждении принятия решений выясняется, какая из полученной информации оказалась использованной при выработке решения;
в) производится как качественная оценка значимости информации для принятия решения. так и количественное её взвешивание (в очках. баллах), то есть оценка "стоимости" запрошенной информации по сравнению с ценностью принятого решения в тех же единицах. При этом "стоимость" информации заранее оговаривается, а оценку решений слушатели производят коллективно.
Использованная ссылка: http:www.openclass.ru/wiki-pages/9219
|