Урок по учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир 4 класс»
Тема: «Пётр Великий. Российская империя.»
Цель: сформировать представление о Петре 1 – первом императоре, его преобразованиях: расширении государства – империи, завоевание и укрепление выхода к Балтийскому морю, строительства С – Петербурга и т.д.; продолжить развитие умения работать с текстом, выделять главную мысль, делать выводы и обосновывать их; проводить сравнительный анализ.
Ход урока.
I Проверка домашнего задания
1 – Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только мы в этом случае употребляем другое слово – история. Страна имеет свою историю. Давайте вспомним, с чего всё начиналось.
(работа с таблицей)
Древняя Русь – Великий Новгород – Рюрик
Киевская Русь – Киев – Олег
Московское государство – Москва – Иван III
2 – Чьё имя мы помним в истории вслед за Иваном III?
– Какое прозвище он получил? За что?
– Вспомните, что происходило в годы правления Ивана IV и ответьте на вопросы теста.
(Детям предлагается тест на 2 варианта (прилагается))
II Введение в проблему.
– На этом история нашего государства не заканчивается. Прочитайте тему урока (записана на доске) и попытайтесь предположить, что мы должны взять на уроке.
– Да, мы узнаем новое название нашего государства, его столицу, и кто стоял во главе его. А так же изменения, которые произошли на новом этапе. Всё это мы узнаем, побывав на исторической экскурсии в С – Петербург в первой четверти 18 века.
III Объяснение нового материала.
1 – Кто обычно ведёт экскурсию?
– У нас экскурсоводами будут ваши одноклассники. Вы слушайте их внимательно, потому что в конце своего рассказа они будут вам задавать вопросы.
(Рассказы заранее подготовленных детей о Петре I и его первых шагах в правлении государством. Параллельно на доску вывешиваются опорные слова)
В конце 17 века российским царём стал внук Михаила Романова Пётр I . Петр уже в 10 лет казался пятнадцатилетним по наружности, был высок, силён и очень красив. Учили его худо, до 15 лет он не умел даже делать сложение и вычитание, но очень тянулся к знаниям. И вот нашёлся такой человек, Франц Тиммерман, который стал учить Петра арифметике, земледелию, науке об укреплениях и другим военным наукам. Военные походы убедили молодого царя, что русским надо многому учиться у иноземцев. В Россию хороших людей ехало мало, и Пётр решил сам поехать во все просвещённые иностранные земли, но под именем простого дворянина. Петр побывал в Ливонии и Курляндии. Но ему хотелось в Голландию и Англию, потому что в этих землях находились самые искусные кораблестроители. В Голландии он записался в корабельные плотники и с утра до вечера трудился в поте лица. В Англии Пётр научился в совершенстве морскому искусству. За умения, несвойственные знатным людям, Петра 1 прозвали царём-работником.
Главная забота царя была о войске и флоте. Вернувшись на Родину, царь Пётр построил и оснастил российский флот. Он учредил постоянные солдатские полки. Самым выгодным для нас в ту пору морем было Балтийское, но берега моря были захвачены Шведами. И Пётр объявил войну Швеции. В результате одного из сражений, которое длилось 13 часов, солдаты захватили шведскую крепость Нотербург. Она стала ключом всей невской стороны. А через Неву – выход в Балтийское море. Шведам давно хотелось присвоить себе русские земли. Они организовали поход на Россию. Шведское войско могло погубить всё хорошее, что начал Пётр: войско, флот, фабрики, заводы. Но Пётр 1 грудью встретил врага; весь свой ум, храбрость, всё старание положил к отпору. И в 1709 г. (27 июня) у г. Полтава шведские войска были разбиты, а их король Карл убежал в турецкие владения. А позже была разгромлена и шведская эскадра. В результате Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан, в Европу и стала морской державой.
2 Вопросы по содержанию.
– Кто стал российским царём в конце 17 в?
– Что отличало Петра 1 от других государей России?
– Почему его называли царём-работником, царём-плотником?
– С чего начал Пётр 1 преобразование России?
– К какому морю Россия получила выход во время правления Петра 1?
– Какой статус получила Россия?
3 Просмотр видеоролика о Петре 1 «Эпоха Возрождения»
4 – Итак, Россия стала морской державой. Чтобы укрепиться на берегах Балтийского моря, Пётр 1 начал строительство крепостей и городов. В 1703г. На берегу р. Невы была построена Петропавловская крепость, а рядом с ней вырос новый город. Этот город, расположенный по обоим берегам полноводной Невы и на многочисленных низменных островах, был назван С – Петербург, в честь св. Петра, небесного покровителя, а не основателя Петербурга (как думают многие). Это