Урок по учебнику Н.Б. Истоминой «Математика 4 класс»
Тема «Скорость движения»
Цель. Формировать понятие о скорости, как расстоянии, которое проходит равномерно движущееся тело в единицу времени. Дать понятие о взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние.
Ход урока
I Устный счёт
– Начнём урок с разминки. Вам необходимо найти значение выражений и при их помощи расшифровать слово, которое укажет нам на гостью нашего урока.
24х10:30 180:2:10
510:10:17480:8:10
210:30х2 400х1:100
12:4х2 1000:10:20
3 4 5 6 7 8 9
е н а и л в ч (величина)
(одновременно с этим 4 человека работают по карточкам с заданиями разного уровня)
II Введение в проблему
– Какие величины знаете?
– Выберите единицы времени (массы, длины) и запишите в тетрадь в строчку через запятую.
6ц 54кг 2ч 32мин 5432м 232 мин
8т 3кг 46км/ч83кг
9м 64см 302с 54км 32м
– Почему никуда не внесли 46км/ч?
– Если вы не знаете эту единицу измерения и величину, которую ей измеряют, то какая цель нашего урока?
(Вывешиваю карточки: единица измерения, величина, как узнать?)
III Решение проблемы
– Для решения этой проблемы я предлагаю решить задачу: «Поезд был в пути 3ч и прошёл всего 180км. В течение каждого часа он проходил одинаковое расстояние. Сколько километров поезд проходил в каждый час?»
– Что известно в этой задаче?
– 3ч – это время движения поезда, 180км – это расстояние, или путь, пройденный поездом.
– что сказано в задаче о том, какое расстояние поезд проходил в течение каждого часа?
– Что требуется узнать в задаче?
– Нарисуйте схему, она поможет решить задачу.
180:3 =60
– Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
– 60км в час – это расстояние, которое проходит поезд в каждый час. Такое расстояние принято называть скоростью. Значит, можно сказать так: поезд шёл со скоростью 60км/ч. А вопрос: « Сколько км проходил поезд в каждый час?» - можно заменить каким вопросом? (С какой скоростью шёл поезд?)
(Дописываю в решение единицу измерения и ответ)
– Итак, Значение каких величин были даны в задаче? (время, расстояние)
– Значение какой величины является искомой? (скорость)
– Как мы нашли скорость, когда были известны время и расстояние?
(вывешиваю схему)
Расст.
Ск.Вр.
– Прочитайте об этой величине в учебнике с.116, 117
IV Закрепление
1 – Назовите величину, которую мы измеряли только одной единицей измерения. (нет)
– Давайте посмотрим, есть ли другие единицы измерения скорости кроме км/ч.
(Работа в группах. У детей карточки с единицами измерения длины и времени. Совещаясь, дети выводят другие единицы измерения скорости)
2 – Задачи с величинами скорость, время, расстояние удобно записывать в таблицу. Зная о разных единицах измерения скорости и о том, как узнать скорость при известных расстоянии и времени, запишите условие в таблицу и решите задачу (с карточки) самостоятельно.
(3 варианта)
I вариант
«С какой скоростью летает бабочка, если 240м она пролетит за 4 мин?»
II вариант
«Мотоциклист проехал 120км за 2 ч. Какова скорость мотоциклиста?»
III вариант
«Расстояние 54дм звуковой сигнал проходит за 6 с. Какова скорость звука?»
Проверка: – Что нужно узнать в задаче у 1 варианта? (2в., 3в.)?
– Каким действием находили скорость?
– Какой ответ задачи?
(На доске таблица
Ск. Вр.Расст.
? 4мин 240 м
? 2ч 120км
? 6с 54дм
Вопросы закрываю готовыми ответами: 60м/мин, 60 км/ч, 9дм/с)
3 Решение задачи из учебника (№381).
– Прочитайте задачу и определите, какая схема составлена верно. (2)
– Почему вы отвергли остальные схемы?
– Нарисуйте схему и решите задачу самостоятельно.
Поверка.
4 Резерв. (Задача из сборника к/р с 90)
V Итог
– Вернёмся к нашим целям. Добились ли мы цели? Ответим на вопросы.