: Сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Ее связь с миром искусства.
Submitted by Марина Михайловна Максимова on Tue, 22/06/2010 - 22:38
1. Организация класса.
2. Вступительное слово учителя.
Нет сомнения, что чтение сказок доставляет много счастливых минут. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир сказочника, заставляют дивиться богатству его выдумки, а тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется и глубокий смысл его фантазии. Сказки Пушкина – чудо, сотворенное гением.
На предыдущих уроках мы познакомились с удивительными героями «Сказки о царе Салтане…», узнали, что добро и любовь побеждают зависть и зло. Вместе с князем Гвидоном мчались по волнам бурного моря, оказались на острове Буяне, встретились с прекрасной царевной, и еще много чудес есть в этом произведении. Назовите их.
Раз так много чудесного, таинственного в этой сказке, как же мы ее назовем? (Это волшебная сказка.)
Кроссворд.
.Давайте разгадаем кроссворд. Ключевое слово «волшебство».
1) Драгоценный металл, которым торговали купцы в сказке. Этим словом характеризуется в пословице «молчание». (золото)
2) Металлические доспехи, броня богатыря, защищающая от ударов врага. (латы)
3) На Руси – богатые и знатные люди, советники царя. (бояре)
4) Русская мера жидкости, равная 40 ведрам. В этот сосуд была заключена царица с новорожденным сыном. (бочка)
5) Светлая парадная комната в русском доме, комната девицы. (светлица)
6) Отважный доблестный воин, богатырь на Руси. (витязь) 7) Как еще можно назвать трон царя? (престол)
Я вижу, что вы хорошо знакомы с содержанием сказки.
3. Проверка домашнего задания.
Посмотрим, как вы справились с домашним заданием.
1) Назовите главных героев сказки. 2) Какие черты характера присущи Гвидону?
3) Подтвердите словами текста, что Гвидон могуч, смел, настойчив, гостеприимен.
Могучий – «Сын на ножки поднялся…»
Смелый – «Но как раз стрела запела…»
Настойчивый – «Грусть, тоска меня съедает, одолела молодца…»
Гостеприимный – «Пристают к заставе гости; князь Гвидон зовет их в гости…»
4) Кому нравится Царевна Лебедь?
5) Как ее описал А.С. Пушкин? «Месяц под косой блестит…»
6) А нравится ли она вам по характеру?
7) Какая она?
8) Найдите в тексте строчки, подтверждающие, что Царевна Лебедь благородная, мудрая?
Благородная – «Ты царевич молодой…» Не отказывает в просьбе.
Мудрая – «Но жена не рукавица…» Предупреждает об ответственности.
4. Введение новых знаний.
1) «Сказка о царе Салтане…» - поэтична, ярка, прекрасна. Она не умерла после смерти поэта. Ее не только читают, а сценаристы, режиссеры, артисты дают возможность увидеть эту сказку в театре, в кино. Хочется ли вам, ребята, быть артистами и проинсценировать отрывок из сказки? Посмотрим инсценировку.
Итак, представьте, что перед вами сцена театра. (выставляется табличка «ТЕАТР») Занавес открывается. Инсценировка начала сказки «Три девицы под окном…»
2) Театр и кино близки друг другу. (выставляется табличка «КИНО»)
Посмотрите отрывок из мультфильма «Сказка о царе Салтане…» знаменитых мастеров – режиссеров Иванова и Мильчина. (DVD)»К морю лишь подходит он, вот и слышит будто стон…»
Найдите отрывок в тексте соответствующий эпизоду мультфильма. Озвучим отрывок дальше. С какой интонацией надо читать слова Царевны? ( с благодарностью) «Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель…»
Динамическая пауза. . Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Игра «Найди верный ответ» ( Ученики используют числовой веер.)
1) Серебром и златом 2) Алмазами и рубинами 3) Жемчугами и сапфирами
Продолжение.
. 3)Сказка А.С. Пушкина поэтична, мелодична, напевна. Поэтому композитор Н.А. Римский – Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Следующий вид искусства – музыка. (выставляется табличка «МУЗЫКА»)
Послушайте фрагмент из этой оперы. По характеру музыки постарайтесь догадаться о ком идет речь? (о белочке)
Прочитайте наизусть отрывок об этом чуде.
В кого превратила Царевна Гвидона в третий раз? Подтвердите словами текста.
Послушайте фрагмент «Полет шмеля».
4) Поэт дает красочные, яркие портреты своим героям. Нам легко представить их и изобразить на бумаге. Этот вид искусства называется живописью. ( выставляется табличка «ЖИВОПИСЬ» )
На уроке изобразительного искусства вы выполняли работу по иллюстрированию сказки. Рассмотрим рисунки художников нашего класса. ( Что изобразил? Почему? Что хотел показать своей иллюстрацией? Какие краски использовал?)
Поэзией А.С. Пушкина и музыкой Римского – Корсакова навеяна картина «Царевна Лебедь». . Михаил Александрович Врубель изобразил трогательный образ Царевны Лебеди. Бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости и проникновенной грусти. В картине слиты воедино волнующая загадочность и подлинная реальность. Прочитайте наизусть отрывок к данной картине.
5. Итог.
Подведем итог. В каких видах искусства отражено творчество поэта? Почему режиссеры, художники, композиторы обращались к сказке «О царе Салтане…»?
Оценка работы учащихся.
. Домашнее задание. На следующем уроке назвать черты характера царя Салтана, царицы - матери князя Гвидона, ее сестер, подтвердить строчками произведения.