Конспект урока литературного чтения. Бытовая сказка "Самое дорогое"
Submitted by Татьяна Вячеславовна Николаева on Tue, 22/06/2010 - 16:28
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Учитель: Яковлева С.В.
МАОУ СОШ № 2 г. Боровичи
Урок: Литературное чтение (3 класс)
Тема: Русская народная сказка « Самое дорогое»
Цели: познакомить со сказкой “Самое дорогое”;
дать понятие “Бытовая сказка”;
развивать речь;
учить анализировать и оценивать прочитанное:
способствовать нравственному воспитанию учащихся
Оборудование: плакаты с пословицами, иллюстрированный материал, воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока (2 мин.)
3. Актуализация знаний учащихся (2 мин.)
4. Проверка домашнего задания (6 мин.)
5. Знакомство с новым материалом (4мин)
А) Чтение и анализ сказки (6 мин.)
Б) Чтение и выявление композиционных и художественных особенностей сказки (6 мин.)
В) Обобщение изученного материала: (4 мин.)
6. Закрепление изученного материала: чтение и анализ сказки (8 мин.)
7. Домашнее задание (1 мин.)
8. Подведение итогов урока (1 мин.)
Ход урока
1.Организационный момент
- Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Ну-ка, детки, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Мотивация на учебную деятельность
- Хотелось бы, чтобы наш урок принес всем радость общения и наполнил ваши сердца добрыми чувствами.
2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.
У. Сегодня на уроке мы будем с вами знакомиться с новым произведением, будем учиться рассуждать, анализировать, делать выводы, а также работать в парах. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.
3. Проверка домашнего задания.
Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения А. К. Толстого
Проверим чтение стихотворения (стр3) Работа в парах. Дети слушают друг друга. (Чтение вполголоса. Далее они дают оценку чтению своему и своего друга, а затем учитель предлагает ученикам выдвинуть кандидата на чтение перед классом).
Оцените себя и друг друга
+ − очень хорошо
+ − хорошо
? − сомневаюсь
- − плохо
4. Знакомство с новым материалом.
Вступительное слово учителя.
Чтение эпиграфа: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старою сказкою», - призывает нас Н.С.Лесков.
Почему люди должны жить в ладу со сказкою? Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)
Какие бывают сказки? (авторские, народные),(волшебные, бытовые, о животных)
- В чем особенности вымысла в волшебных сказках? (В них совершаются чудеса, действуют волшебные помощники и сверхъестественные персонажи.) Где чаще всего происходит действие волшебной сказки? (В сказочном тридевятом царстве.)
В чем, по-вашему, особенность вымысла в сказках о животных? (В них действуют говорящие и думающие, как люди, животные.)
Постановка проблемного вопроса: «В бытовых сказках нет ни сверхъестественного, ни говорящих животных, в них действуют обычные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Почему же мы называем их сказками, на чем основан их вымысел? Какие персонажи в них действуют?
Сегодня мы знакомимся с русской народной сказкой “Самое дорогое»
Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?
Чтение учителем сказки с остановками
-Что будут просить у Лесного Деда старик со старухой?
(Мнения детей: “прялку, нож, богатство, молодость”).
- Ожидали ли вы такое окончание сказки?
(Ответ детей. “Нет”)
Понравилась ли вам сказка? Чем?
Определите к какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Значит, это бытовая сказка.)
На чем же основан вымысел в данной сказке?
Повторное чтение ( про себя).
Анализ содержания сказки в форме беседы по вопросам:
-Какая нереальная ситуация лежит в основе сказки?
- Где жили старик со старухой ? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста.
- Чем занимались старик и старуха? Прочитайте.
- Для чего старик пошёл в лес? Кого он там встретил?
- Как выглядел Лесной Дед? Прочитайте.
Анализ композиции сказки.
1) Найдите и зачитайте зачин сказки.
2) Найдите и зачитайте кульминацию сказки, неожиданный поворот сюжета.
3) В каких словах заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл?
6. Закрепление изученного материала
Чтение по ролям
- Найдите пословицу, которая относится к прочитанной сказке:
1.Скучен день до вечера, коли делать нечего.
2.Где труд, там и счастье.
3. Как аукнулось, так и откликнулось.
8. Итог урока.
- С какой сказкой мы познакомились?
- Кто герои сказки?
- Какова главная мысль сказки?
- А если бы вы встретили Лесного Деда , что бы вы попросили у него ?
Рефлексия. Что же самое дорогое в жизни?
Итог. “Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь»