Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и техноло-гиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Тематика мастер-классов включает в себя:
- обзор актуальных проблем и технологий,
- различные аспекты и приемы использования технологий,
- авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической дея-тельности;
- совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенство-вания.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Алгоритм технологии мастер-класса
- Презентация педагогического опыта учителем-мастером: - кратко характеризуются основные идеи технологии;
- описываются достижения в работе;
- доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
- Представление системы учебных занятий:
- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- Проведение имитационной игры:
- учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
- слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
- Моделирование:
- учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;
- мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
- мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия
- Рефлексия:
- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образова-тельной, развивающей и вос-питательной).
|
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организа-ции занятия. |
Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. |
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям:
- овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
- развитие способности к рефлексии;
- развитие коммуникативной культуры.
|
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. |
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
- Адрес исходного документа
Алгоритм мастер-класса, автор Г. Русских
Мастер-класс - одна из форм эффективного профессионального, активного обучения.
М.М. Поташник, характеризуя мастер-класс, отмечает, что этот вид профессионального объединения в определенной школе, который предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру Мастера и группу учителей-учеников и дает следующее определение: мастер-класс -ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего - путем прямого и комментированного показа приемов работы.
При разработке технологии проведения мастер-класса мы использовали положения, разработанные В.В. Сериковым в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения и, соответственно, цель воспитания состоит в том, чтобы создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъекта образовательного процесса.
Условия в концепции личностно-ориентированного образования рассматриваются как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, способствующих достижению более высоких результатов.
Условия результативной работы «учеников» мастер-класса:
- мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
- повышение уровня теоретической и методической подготовки участникоа;
- готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
- рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.
Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-вос¬питательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
Несмотря на общие признаки системы работы педагогов-Мастеров, каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами.
Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.
Положительный результат обучения в работе мастер-класса, как мы считаем, состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивает¬ся тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий:
1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии, по мнению Т.И. Шамовой, достигается активизация познавательной деятельности.
Реализация перечисленных условий предпола¬гает диагностику личностных качеств учителя. Цель диагностики - выявление уровня готовности учителя к профессиональной деятельности в современной развивающейся школе. Определение уровня готовности происходит в процессе сравнения выявленных качеств с теми, которые приняты учителями как эталон. Анализ дает возможность определить степень отклонения своих личностных качеств от эталонного представления. Оценка своих трудностей и недостатков позволяет учителю откорректировать свои действия, определить пути профессионального саморазвития.
Следовательно, при обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединении использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.
Особое значение в работе мастер-класса при¬обретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования.
Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:
- наблюдение проводится по заранее продуман¬ному плану с четко поставленной целью;
- в плане детализируются все вопросы, по ко¬торым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения;
- количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно оп¬ределены в плане;
- наблюдатель обязан тщательно предусмот¬реть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их.
Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно.
Этапы: 1) выбор объекта и определение цели;
2) составление плана;
3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т.д.);
4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);
5) обработка и оформление результатов наблюдения;
6) анализ результатов;
7) выводы наблюдения.
Как известно, педагогическая технология представляет собой структуру, которая включает следующее взаимосвязанные блоки:
- цель научной идеи
- последовательные действия учителя и ученика
- критерии оценки
- качественно новый результат.
Рассмотрим каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса.
Цель - создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором
а) приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика;
б) формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи - деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий - пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки - новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат - умение моделировать деятельность в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Пошаговый алгоритм технологии мастер-класса.
1-й шаг. Презентация опыта мастера.
1.1. Краткая характеристика учащихся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.
1.2. Краткое обоснование основных идей технологии, которая эффективна в работе с экспериментальным классом.
1.3. Описание достижений в опыте работы Мастера, который зафиксирован в городском информационном центре.
1.4. Доказательство результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1.5. Определение проблем и перспектив в работе учителя.
2-й шаг. Представление системы уроков.
2.1. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра.
3.1. Учитель-Мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися.
3.2. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
4-й шаг. Моделирование.
4.1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока мастера (Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную дея¬тельность слушателей и управляет ею).
4.2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью. Результатом совместной деятельности являет¬ся модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Таким образом, учитель-Мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение Мастера проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Ссылки
- О мастер-классах (проект Викизнание)
- Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации Составитель А.В. Машуков
- Отличительные особенности виртуальных мастер-классов (заметка из блога)
Использованная мною ссылка: http://wiki.iot.ru/index.php/Мастер-класс
Категории: Методические материалы | Словарь
|