Система работы тьютора
|
Кто такой тьютор?
- консультант,
- наставник,
- советник,
- организатор информационного обмена, основанного на ресурсах образовательной среды
Задачи тьютора:
- Помогает настроить программное обеспечение компьтеров для работы в Среде ДО;
- Консультирует по вопросам регистрации в Среде ДО, помогает освоить инферфейс;
- Подает личный пример роли учащегося, помогая поддержать рабочую и учебную среду взаимоуважения;
- Руководит учебной группой, помогая обучающимся включиться в учебный процесс, содействуя принятию решений, помогая в выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая задумываться над собственным учебным процессом, и рекомендуя способы его улучшения;
- Следит за успехами обучающихся, их деятельностью и качеством работы, помогает решать возникающие сложности, контролирует соблюдение сроков сдачи контрольных работ;
- Является советником по вопросам обучения, устанавливающим и объясняющим критерии успешного обучения, помогает обучающимся преодолевать препятствия, обоснованно выбирать темы квалификационных работ;
- Поддерживает мотивацию к обучению, побуждая обучающихся применять свои идеи на практике.
|
История тьюторства
В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление - мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества.
Университеты возникали как поселения школяров вокруг старинных монастырских школ, где хранились большие книжные собрания, в городах, чьи местные законы были благоприятны для чужеземцев, занимающихся наукой. Со всех сторон в университетские кампусы стекались жаждущие знания и жаждущие нести знание в мир - будущие проповедники, учителя, юристы и врачи.
Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке - латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.
Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.
Слово университет (от лат. universitas - совокупность) в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, universitates magistrorum et scolarium, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других - преподаватели.
Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так, бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой - продолжал оставаться школяром. Магистр низшего факультета (факультета искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста.
О тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. С XII по XIV век университеты постоянно воевали с городами, отстаивая свои права, и жизнь в них еще не являлась установившейся. После того, как спокойная жизнь в университетских городках наладилась, некоторые члены коллегии, не получившие бенефиции (должности «в миру»), предпочитали оставаться в университете. Возможно, одной из причин их укоренения в alma mater было и то, что им нравилось учиться и заниматься науками.
Тьюторами, в отличие от преподавателей, могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.
В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.
В средние века пребывание в университете (university) считалось неформальным приобретением знаний, в отличие от школы (studium) как организованного учебного дела, где обучение следовало больше форме, а не содержанию.
В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа. Тьютор помогал ему в этом: советовал школяру, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.
В университетах учились не по учебникам, а по первоисточникам. Из монастырского сокровища книга в университете превратилась в инструмент познания. Текст стал предметом не только понимания, но средством доказательства, что поставило проблему личной интеллектуальной ответственности. Книга на профессорской лекции продолжала оставаться материалом толкования. Профессор стоял за пюпитром, закрытый от аудитории книгой, читал ее и демонстрировал образец интерпретации прочитанного содержания.
В отличие от этого, тьютор собирал тесный круг своих подопечных, и каждый из них имел возможность поупражняться в понимании текста самостоятельно, сравнить свои упражнения с другими, обсудить разницу в понимании, сам способ понимания, перечитывая одно и то же место несколько раз. Деятельность тьютора была «обращением к гуманитарной, древнеклассической образованности, идеалом которой были беседы и чтения в кругу ближайших по мысли». [Игнатович В. История английских университетов].
В начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода германской модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на лекционных занятиях): «Отмена тьюторства, - писали они в своей петиции, - будет подменять образование информацией, а религию - псевдоученостью». [Иностранные университеты. Вып.1. Университеты Англии]. Именно тьюторская система позволяло превратить знание из общеизвестного в личностное.
Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента:
1. собственно тьюторство - коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессориальных лекций: например, с 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов вообще);
2. руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время;
3. моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения знания, линии его освоения его вглубь и вширь.
Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора coach(man) - извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно.
В учебном режиме, как правило, тьютор занимался со своим школяром «tete-a-tete», а наиболее известные тьюторы устраивали «тьюторские классы». Тьюторы должны были обладать универсальными познаниями, передавая школяру массу всяческих мнемотехнических приемов и правил.
Тьютор следил за выполнением школяром правил общежития в Университете.
Старый английский университет давал не столько образование, сколько воспитание. Жизнь в коллегии призвана была нести отпечаток монастырской жизни, интеллектуальная активность соединялась с духовной аскезой. Нормы поведения, духовной жизни и чувствования должны были быть уравновешены, требовали известного самоограничения и самоуправления и, таким образом, служили настоящей школой, приготовляющей к действительному миру.
Школярам нельзя было играть в азартные игры, стрелять, иметь дело со ссудными кассами. Школяр должен был ходить в мундире на лекции и в церковь. Тьютор следил за посещением школяром церкви и общих обедов (обед был обязательным ритуалом в университете), выбранных им лекций, за тем, чтобы тот соблюдал правила режима дня. Школяру нельзя участвовать в попойках без разрешения тьютора, и тьютор принимал участие в развлечениях школяров.
Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.
Всевозможные игры и общества — гонки, скачки, охота, теннис, крикет, карты, шахматы, футбол, политические общества, social clubs, клубы обедов и общества бесед за курением табака — были неотъемлемой частью университетского образа жизни. Каждый колледж имел общество дебатов. Упражнения в искусстве публичного устного слова могли быть дополнены практикой письменного публичного слова. Школяры в университете могли писать и печатать все, что им угодно. Существовали и религиозные общества. Для чтения проповедей в стены университетской церкви приглашались лучшие проповедники. Создание и участие в музыкальных, исторических, спиритических и всяких иных обществах - школа, которую проходил каждый школяр.
Таким образом, университетская жизнь представляла собой модель гражданского общества, а тьютор знал и общался со своим подопечным не только как со школяром, но и как гражданином этого общества.
В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.
Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.
Данные задания предлагается выполнить тем, кто хочет развивать тьюторскую составляющую своей деятельности. Их выполнение позволит Вам получить опыт тьюторского отношения к миру знания и образовательным ситуациям. Получение опыта и его осознание является, в том числе, основным путем образования тьютора.
|
На: Система работы тьютора
Надеюсь мы будем хорошими консультантами, советниками и наставниками в среде ДО