В последние годы я часто задаю себе вопрос: каким быть человеку XXI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нём сегодня? Всматриваясь в лица своих учеников, пытаюсь найти ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет мне увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?
Может быть, мне сможет помочь он?
-Он рисует, он считает, проектирует заводы,
Даже в космос он летает, и даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений? Ну, конечно же – компьютер!
Почему именно компьютер я решила привлечь в качестве союзника и помощника? Попробую объяснить свой выбор.
Во-первых, наиболее важен для детей младшего школьного возраста фактор привлекательности. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения.
Во-вторых, учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления и именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие интеллекта.
В-третьих, сегодня даже в среде младших школьников заметен повышенный статус ученика, просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера.
В-четвёртых, используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку.
И, наконец, самая главная причина заключается в том, что компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника:
к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.
А что об этом думают сами дети? Вот только некоторые из их высказываний, смысл которых можно выразить словами английской пословицы: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
- На уроке математики нам показывали на экране, как правильно вычитать в столбик. Мультяшка Горди очень подробно всё объяснял, и я хорошо поняла тему урока.
- Компьютер нужен на уроках окружающего мира. Нам показывают картинки животных, растений. И даже фильмы, как в кино.
- На уроке чтения нам надо было объяснить значения устаревших слов, и мы нашли их в электронном энциклопедическом словаре.
Родителям моих учеников были предложены для обсуждения вопросы: «Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?», «Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться его?».
И вот к каким выводам они пришли:
1. Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера всё равно не удастся, да и не нужно.
2. Всё зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При правильном подборе рода занятий он превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.
3. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаются взрослые, сидя за компьютером.
В нашей школе, благодаря президентскому гранту в 1 миллион, из 17 кабинетов оборудованы ПК 14 (в том числе кабинет завуча и библиотека, 2 кабинета начальных классов). В распоряжении учителей и учащихся находятся 2 кабинета информатики. Но удобнее всего проводить занятия с младшими школьниками в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается, как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию.
Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:
· ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
· обсудить просмотренный материал с классом;
· совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
· индивидуально выполнить работу в тетради, альбоме;
· выполнить некоторые задания в группах или парах.
Например, при знакомстве с растительным и животным миром лесов, дети не только рассмотрели на карте расположение этой зоны на всех частях света, посмотрели фильм о животных лесов, но и поработали с гербарием, выполнили задание в тетради на печатной основе. А в конце урока попробовали ответить на вопросы по новой теме, используя и материал презентации, и текст в учебнике, и выводы, полученные в результате самостоятельной работы.
На уроках технологии и изобразительного искусства школьники с большим интересом смотрят презентации на темы: «Виды и жанры изобразительного искусства», «Золотые узоры Хохломы», «Из истории русского костюма» и другие.
На уроках музыки компьютер просто незаменим, особенно если установлена программа Караоке. Она даёт возможность разучивать слова и мелодии любой песни, проводить репетиции к внеклассным мероприятиям.
Значительно интереснее проходят классные часы о соблюдении техники безопасности, правил поведения в школе или столовой, если показать детям презентацию с использованием не только стихов, плакатов, но и местного материала, например, фото из школьной столовой, из рекреации во время перемены. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов.
При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала (например, с использованием электронных учебных пособий для начальной школы «Математика и конструирование», «Дракоша и занимательная геометрия», «Считай и побеждай») можно компьютер использовать как «электронную доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. Учитывая, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 10-15 минут, на каждом уроке можно вызвать к так называемой «электронной доске» 2-3 учащихся. Таким образом можно организовать уроки повторения и закрепления пройденного. На уроках русского языка – используя программу «Фраза». На уроках математики – с помощью электронного пособия «Математика и конструирование». Положительные стороны такого подхода заключаются в том, что:
· детям очень нравится работать на компьютере, повышается интерес к предмету;
· каждый ученик работает в своём темпе, в случае необходимости он может вернуться к тому материалу, который не понял;
· обучение идёт индивидуально и способствует развитию самостоятельности;
· материал снабжён рисунками, анимацией, звуковым сопровождением, а всё это оказывает положительное воздействие на ученика;
· сочетается контроль и самоконтроль;
· появляется возможность быстро и эффективно провести тестирование и оценить успехи ученика;
· неуспевающие дети в устном диалоге часто боятся неверного ответа. У компьютера они чувствуют себя свободнее, так как никто не выговаривает им за неправильное решение. В этом случае дети практически не испытывают чувства неловкости или замешательства, с большей готовностью отвечают на вопросы, даже если не совсем уверены в правоте.
Таким образом, использование компьютера в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то основная задача, стоящая перед учителем, заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.
К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.
Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я могу запомнить.
Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».
Литература:
1. Баженова Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития школьников - Журнал «Начальная школа» №1, 2002.
2. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
3. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
4. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
5. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.
6. Папшева Л.В. Технологическая культура учителя начальных классов. -
Журнал «Начальная школа» №10, 2003.
7. Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. - Журнал «Начальная
школа» №11, 2001.
8. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -
Журнал «Начальная школа» №1, 2002.
|