Размещено: Елена Александровна Супрягина - сб, 19/06/2010 - 20:06
Элективный курс «Программируем на Pascal» является предметом по выбору для учащихся 9 класса школы. Курс рассчитан на 17 часов, которые проводятся в течение 1 полугодия 1 час в неделю. В основу положен курс программирования на Turbo Pascal, начиная с работы с простыми типами данных и закачивая структурированным типом данных. Усвоив материал курса, учащиеся могут применять свои знания при сдачи ЕГЭ , а также в объектно-ориентированном программировании. Можно выделить основную цель данного курса. Цели и задачи курса Формирование алгоритмической культуры. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу. Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных. Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте. Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль. Развитие алгоритмического мышления учащихся. Формирование навыков грамотной разработки программ. Подготовка к сдаче ЕГЭ. Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому блоку курса. Итоговый контроль реализуется в форме зачета. Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий. Требования к знаниям и умениям учащихся После прохождения курса Блок I. Тема: «Целые и вещественные числа. Программы с использованием целых и вещественных чисел. Ввод и вывод данных. Константы в программе. Кодовая таблица ASCII. Описание типа Char и стандартные функции.» Учащиеся должны знать: Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структуру программы на языке Паскаль. Представление алгоритма в виде блок-схемы. Структуру модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов. Пользоваться стандартным модулем Crt. Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Перечень основных операторов языка Паскаль. Синтаксис этих операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Учащиеся должны уметь: Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Составлять блок-схемы. Блок II Тема «Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и неполная форма оператора IF. Оформление программ. Блоки операторов. Ветвление по ряду условий. Оператор Case.» Учащиеся должны знать: Назначение оператора ветвления, В каких случаях используется полная, а в каких неполная форма оператора ветвления. Ветвления по ряду условий оператор CASE. Учащиеся должны уметь: Записывать оператор ветвления в полной и неполной форме. Составлять программы с использованием оператора ветвления. Составлять блок-схемы. Составлять программы с использованием оператора CASE. Блок III Тема « Оператор цикла FOR. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.» Учащиеся должны знать: Назначение оператора цикла. Использование циклов с различным условием. Учащиеся должны уметь: Составлять программы с использованием циклов. Составлять блок-схемы Блок IV Тема «Структурированные типы данных» Учащиеся должны знать: Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль. Как формально определять в программе тип «массив». Какими свойствами обладают данные указанного типа. Какие операции возможны над величинами массива. Учащиеся должны уметь: Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Примерные вопросы к зачету элективного курса «Программируем на Pascal». Целые и вещественные числа. Константы. Тип Char. Оператор ветвления. Ветвление по ряду условий. Блок-схема программы с использованием оператора ветвления. Цикл с условием. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Блок-схема программы с использованием оператора цикла. Массивы Билет №1 1. Структурированные типы данных. Массивы. 2. Объявите данные необходимые для решения следующей задачи: «Написать программу для нахождения суммы элементов массива состоящего из 20 целых чисел введенных с клавиатуры». Билет №2 1. Цикл с постусловием. 2. Задача на одномерные массивы: в одномерном массиве найти количество положительных, отрицательных и нулевых элементов, имеющих номера позиций кратные трем. Билет №3 1. Типы данных языка Паскаль. Структура программы (рассказать на своем примере). 2. Составить программу для решения квадратного уравнения. Билет №4 1. Цикл с условием. 2. Задача на циклы. Написать программу, которая вычисляет сумму первых n членов ряда 1. 3, 5, 7, … . Количество суммируемых членов ряда задается во время выполнения программы. Билет №5 1. Цикл с предусловием. 2. Найти значение функции у= Билет №6 1. Ветвление по ряду условий. 2. Задача на файлы. Создать текстовый файл и записать в него пять одинаковых фраз. Билет №7 1. Целые и вещественные числа. 2. Решение задачи с использованием оператора ветвления. Билет №8 1. Константы. Применение. 2. Задача на циклы. Найти сумму положительных нечетных чисел, меньших 50. Билет №9 1. Структурированные типы данных. Задача на условный оператор. Точки на плоскости заданы своими координатами. Определить какая из них находится ближе к началу координат. 2. Составить программу на нахождение max элемента из 10 элементов массива. ПРОГРАММА КУРСА «Программируем на Pascal» № Тема Всего часов 1. Включение в программу Pascal числовых данных. 2 2. Работа с символами в программе Pascal. 1 3. Анализ ситуации и последовательность выполнения команд в программе Pascal. 3 4. Многократно повторяющиеся действия в программе Pascal. 3 5. Массивы- структурированный тип данных в программе Pascal. 4 6. Процедуры и функции в программе Pascal. 4 Общее количество часов 17 Планирование учебного материала элективного курса для 9 класса «Программируем на Pascal» № блока Номер урока Тематика занятий Компьютерный практикум I 1. Целые и вещественные числа. Программы с использованием целых и вещественных чисел. Работа в Pascal. 2. Ввод и вывод данных. Константы в программе. Работа в Pascal. 3. Кодовая таблица ASCII. Описание типа Char и стандартные функции. Работа в Pascal. II 4. Проверка условия и ветвление в алгоритме. Полная и неполная форма оператора IF. Оформление программ. Работа в Pascal. 5. Блоки операторов. Работа в Pascal. 6. Ветвление по ряду условий. Оператор Case. Работа в Pascal. III 7. Оператор цикла FOR. Работа в Pascal. 8. Цикл с предусловием. Работа в Pascal. 9. Цикл с постусловием. Работа в Pascal. IV 10. Массивы. Хранение однотипных данных в виде таблицы. Описание массива. Работа в Pascal. 11. Заполнение массива случайными числами. Работа в Pascal. 12. Поиск в массиве. Работа в Pascal. 13. Вычисления в массиве. Работа в Pascal. 14. Конструирование алгоритма сверху вниз. Работа в Pascal. 15. Практические задачи с использованием вспомогательных алгоритмов. Работа в Pascal. 16. Практические задачи с использованием вспомогательных алгоритмов. Работа в Pascal. 17. Практические задачи с использованием вспомогательных алгоритмов. Зачет. Работа в Pascal. Состав учебно-методического комплекта. Учебно-методический комплект по элективному курсу «Программируем на Pascal» включает учебные пособия и практикум: Семакин И.Г. Информатика и информационно- коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2005.-371 с.:ил. Д.М.Ушаков, Т.А.Юркова ПАСКАЛЬ для школьников.-СПБ.:Питер,2006.-256 с.:ил С.И.Молчанова Основы программирования. Турбо-Паскаль для школьников и абитуриентов.-М.: «аквариум»; «Издательство АСТ», 1999.-224с.:ил. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.