Учитель:- Сегодняшнее занятие мы начнём с игры «Да и нет». Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте «да» или «нет».
ü В лес мы ходим иногда? (да)
ü Мы сорвём с деревьев цвет? (нет)
ü Мы оставим грязный след? (нет)
ü Любим птиц в лесу всегда? (да)
ü Птичьего не разорим гнезда? (да)
ü Птиц съедим всех на обед? (нет)
ü Кошке бросим камень вслед? (нет)
ü Вам нужна всем красота? (да)
ü Будем мы её беречь всегда? (да)
Учитель:- Молодцы ребята! Вижу, что вы знаете, как беречь природу.
Учитель:- А сейчас предоставим слово нашим чтецам:
(ученики читают стихи)
На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И Землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно ли жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На Земле все пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
И обгложут ветки, почки.
Вот что будет, если птицы
Все исчезнут, пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки щебетанья,
Чик-чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете.
Учитель:- Как вы поняли, ребята, птицы нуждаются в нашей заботе. Особенно заботливое отношение необходимо редким и исчезающим видам. Именно с такими птицами, проживающими в нашем крае, мы сегодня познакомимся.
Слайд №1
Учитель:-Давайте вспомним, какое положение занимает наша область на карте? (ответы детей)
Слайд №2
Учитель:- Вы уже знаете о существовании Красной книги. Что это за документ? (ответы детей)
Слайд №3
Учитель:-Вспомните об условиях обитания животных в нашем крае. (ответы детей)
- Ученик читает стихотворение:
Мы безмерно богаты.
В лесах и степях
Столько всяких пернатых-
Не сочтёшь второпях.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть отвеит толково
И, гляди, удивится:
Это фауна, дескать,
Это наше богатство-
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство? И только?
Ну, дрозды, ну, синички…
Где запомнить все клички.
Просто птички - и только.
Слайд №4
Учитель:- Давайте познакомимся с птицами, обитающими в Саратовской области.
Учитель:- Ученики из нашего класса подготовили сообщения о некоторых из названных птиц.
Серый журавль является особо охраняемым видом. Он имеет оперенье пепельно-серого цвета. Все движения журавля изящны. Эта крупная, подвижная и смышленая птица. Когда придёт журавлю охота, он забавляется весёлыми прыжками, танцует, быстро бегает взад и вперёд. Он умён, чрезвычайно осторожен, и перехитрить его очень трудно. Но при всём этом, серый журавль сильно привязывается к человеку, попавши в его общество.
Журавль очень любит порядок, не терпит на птичьем дворе ссор. Птицы одной пары нежны и верны друг к другу. Несмотря на это, они иногда ссорятся, и тогда их голос бывает громок и пугает в лесу несведущего человека.
(подготовила Фирстова Марина)
Учитель:- Вы обратили внимание на то, что журавль быстро привязывается к человеку. О взаимоотношениях журавля и человека послушайте песню «Журавушка», в исполнении ансамбля девочек.
Текст песни «Журавушка»:
Посреди высоких травушек
Закурлыкала журавушка.
От зари до самой полночи
У людей просила помощи.
Растекалась кровь по камешкам,
И дрожала зорька ранняя.
Ощутила вдруг журавушка
Чьё-то тёплое дыхание
И кажется, мне маленькой: девчонка синеглазая,
К ней сердцем очень маленьким журавушка привязана.
И под зелёной веточкой
Два добрых взгляда встретились.
Рукам и сердцу девочки журавушка доверилась.
Набиралась сил журавушка.
На плечо садилась девочке.
Для неё простая горница
Стала домом, а не клеточкой.
Как-то стая журавлиная
Пролетала над деревнею.
Всё звала, звала журавушку
В небо песней задушевною.
Лети, лети, журавушка, лети в края далёкие.
Там синева, дубравушка, озёра синеокие.
Взметнулась в небо светлое,
Но вдруг сердечко дрогнуло:
У деревца заметила лицо родное, доброе.
Учитель:- Как вы поняли содержание этой песни? (ответы детей)
Слайд №16 – 17
(сообщение о курганнике)
Слайд №18 – 19
(сообщение о степной пустельге)
Учитель:-Все птицы, с которыми мы сегодня познакомились, относятся к редким, исчезающим видам. Таких видов с каждым годом становится всё больше. Поэтому взрослые создают различные программы по сохранению флоры и фауны. Подумайте, как вы, своими силами можете уберечь, защитить братьев наших меньших. Своим опытом поделится с вами ваш одноклассник со своим папой – победители конкурса «Лучшая кормушка».(Сообщение с демонстрацией ученика и его папы о том, как сделать и закрепить кормушки для птиц)
(ответы детей поставленный вопрос)
Учитель:- Завершить сегодняшний разговор мне хочется следующими строками:
Слайд №20 - 21
Есть просто храм.
Есть храм науки
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Уважаемая Людмила Валентиновна! Спасибо за интересный урок и яркую презентацию. Вы творческий человек. Это замечательно! С уважением Султамуратова Р. Д.
На: птицы Саратовской области, занесённые в Красную книгу
Уважаемая Людмила Валентиновна! Спасибо за интересный урок и яркую презентацию. Вы творческий человек. Это замечательно! С уважением Султамуратова Р. Д.
Султамуратова Рамзия Джанибековна