Роль игры-драматизации в социально-личностном развитии.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться вдоступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества ( И.С.Кон, Н.Ф.Голованова).
В настоящий период изменений социально – политических и социально – экономических условий жизни всё острее проявляется дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Основная цель педагога – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему.
Аксиомой является положение о том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Все игры могут и должны использоваться для социального развития детей.
Одной из разновидностей игр являются игры – драматизации.
Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. Под игрой-драматизацией понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом.
В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему. Игра-драматизация – это история, «рассказываемая» всеми участниками занятия в действии: пластике, пении, характерных движениях, повторяемых за ведущим.
Первостепенное значение в достижении педагогических возможностей игры-драматизации имеет текст – ее драматургическая основа.
Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребёнка. Одними из основных я думаю являются:
1.Расширение кругозора детей путём углублённого ознакомления с произведениями художественной литературы.
2.Пробуждение и развитие интереса детей к театрализованной игре.
3.Развитие умения следить за развитием действий, адекватно воспринимать художественный образ, делать самостоятельные выводы, различать хорошие и плохие поступки.
4.Учить детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние героев.
5.Воспитывать артистические чувства, раскрывать творческий потенциал детей.
Игра – драматизация даёт возможность наглядно увидеть к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Такая игра даёт возможность по своему желанию в свободное время переиграть произведение так, как хочется детям.
Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правильно действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности (развитие фантазии, внимания).
Игры- драматизации разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказки – особо любимый детьми репертуар. Здесь образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Нам легче представить себя зайкой или собачкой.
Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет. Необходимо и наличие диалогов.
Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни ( смешной случай, интересное событие, хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.
Большой интерес детей к играм – драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или иную сцену. Им необходима подготовка – совместный выбор темы, обсуждение как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.
Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит её по своему. И ещё более сложное задание – ребёнок выбирает тему и сам её разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт социального поведения, умение поступать в соответствии с социальными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие социально – личностных отношений между детьми, способности управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят своё отражение и представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.
Размещено Fri, 18/06/2010 - 12:03 пользователем Ольга Валентиновна Головина.
Тема "Роль игры -драмматизации в социально- личностном развитии дошкольника" Маховой Л.Л. актуальна и достаточно раскрывает работу педагога в детском саду.Ещё в 18 веке игра- драмматизация, домашние театры широко использовались в дворянских семьях, где привлекались и крестьяне.Сейчас в семьях, особенно в глубинках бывает, что слово "театр" только на слуху. Хорошо бы если бы материал можно было использовать и в работе с родителями, привлекая их к таким играм.
Любовь Леонидовна в своей работе представляет материал о задачах и проблемах социально-личностного воспитания детей и роли игры-драматизации в этом процессе. Автор дает свои рекомендации для организации игр-драматизаций, представляет виды игр-драматизаций. Данный материал поможет молодым педагогам в ознакомлении с данным видом игры.
На: Роль игры-драмматизации в социально-личностном развитии дете
Игры- драмматизации широко используются в дошкольной педагогике, поэтому данная работа очень актуальна и значима для воспитателей ДОУ.
На: Роль игры-драмматизации в социально-личностном развитии дете
Тема "Роль игры -драмматизации в социально- личностном развитии дошкольника" Маховой Л.Л. актуальна и достаточно раскрывает работу педагога в детском саду.Ещё в 18 веке игра- драмматизация, домашние театры широко использовались в дворянских семьях, где привлекались и крестьяне.Сейчас в семьях, особенно в глубинках бывает, что слово "театр" только на слуху. Хорошо бы если бы материал можно было использовать и в работе с родителями, привлекая их к таким играм.
На: Роль игры-драмматизации в социально-личностном развитии дете
Представленные материалы о проблемах социально-личностного воспитания и роли игры-драматизации на мой взгляд помогут молодым педагогам в работе.
На: Роль игры-драмматизации в социально-личностном развитии дете
Любовь Леонидовна в своей работе представляет материал о задачах и проблемах социально-личностного воспитания детей и роли игры-драматизации в этом процессе. Автор дает свои рекомендации для организации игр-драматизаций, представляет виды игр-драматизаций. Данный материал поможет молодым педагогам в ознакомлении с данным видом игры.