1.Знакомство с вышивкой
2.Знакомство с предметами для вышивания
3.Подготовка к вышиванию (организация рабочего места для вышивания)
4.Путешествие в страну рукоделия
5.Знакомство с видами швов (уроки-иголочки)
6.Вышивка на бумаге (по заранее намеченным точкам)
7.Узоры (картинки)
8.Вышивание по желанию (по замыслу)
9.Беседа с родителями и выставка детских работ
Литература
1.Тарабарина «Что должен знать ребенок к 1 классу»
2.Белоусов «Удивительные истории»
Козлина «Уроки ручного труда»
Малышева «Работа с тканью»
Геронимус «Справочник маленького мастера»
Журнал «Дошкольное воспитание» №1 2005
Программа
Пояснительная записка
Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа кружка «Вышивание», с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Основные задачи кружка: развитие мелкой моторики, формирование художественного вкуса, углубить интерес к вышиванию, культуре своего народа, и практических трудовых навыков, воспитание творческой активности.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Кружок посещают 12 человек.
В начале учебного года выявляю, умеют ли дети работать с нитью, иглой, ножницами, умеют ли пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать в узелок. Важно выяснить, умеют ли дети правильно держать ножницы, пользоваться шаблонами и трафаретами. На основе полученных данных и составляю план на весь учебный год.
В зависимости от поставленных задач использую различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Каждое занятие включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. Еще с каждым ребенком работаю индивидуально. Особое внимание уделяю освещённости помещения, знакомлю детей с правилами безопасности труда. А так же провожу работу с родителями, даю необходимые консультации, беседы. Всё это сопровождаю наглядным показом, практическими приемами.
При систематической работе - работа в кружке положительно сказывается на формирование взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными. Вышивание положительно сказывается на взаимоотношение между детьми - помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими руками.
ЦЕЛЬ:
Формировать желание научиться вышивать.
Дать знание о технике безопасности работы с инструментами.
Развивать творчество.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить с народным промыслом, развить любовь к прекрасному
- Познакомить детей с материалами и инструментами для вышивания
- Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев рук
- Закрепить знания о технике безопасности в работе с иглой, ножницами, шилом
- Упражнять в протыкании дырочек шилом на картоне
- Освоить прием вдевать нитку в иголку и завязывать узелок
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание
- Приучать в конце занятия убирать все на место, приводить все в порядок
- Научить вышивать шов «вперед иголка», «двойной шов», и «через край», подбирать нитки по цвету
- Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и труду своих товарищей
Перспективный план кружковой работы
« Вышивание»
2009 – 2010 учебный год.
( старшая группа № 10)
Тема
|
Содержание
|
Методические приёмы
|
Сентябрь
«Знакомство с
вышивкой»
|
Познакомить детей с народным промыслом, развивать любовь к прекрасному, показать красоту вышитых изделий.
|
Экскурсия в музей истории /домашнее задание для родителей -познакомить детей с историей русского костюма/.
Экскурсия на выставку прикладного искусства /в детскую библиотеку/.
Рассказ воспитателя о вышивке /с показом вышитых изделий/.
|
Октябрь
«Знакомство с предметами для вышивания»
|
Познакомить с материалами, инструментами и их назначением для вышивания.
В процессе труда закрепить знания о свойствах материалов и инструментов. Особое внимание уделить рассматриванию и использованию иглы.
Ознакомление детей с нитками, освоить приём вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
|
«Тайна картона» - его свойства. Опыты /вода, ножницы, карандаш/.
Трафарет, шаблон - /продуктивная деятельность - обводить
рисунок на картон/.
Игла - «Королевство шкатулочки» (домик для иглы) /загадки/ Инсценировка сказки Г. X. Андерсена «Штопальная игла». Опыты с магнитом. Правила работы с иглой /продуктивная деятельность/.
«Цветные нитки» - рассказ о них, правила работы с нитью, практическая работа. /Загадки/.
|
Ноябрь
«Волшебные ножницы»
«Напёрсток»
«Шило»
«Путешествие в страну рукоделия»
|
Приучать использовать навыки и умения с ножницами полученные ранее.
Из чего сделано и кому, зачем нужно?
Организация рабочего места для вышивания.
|
Сказка про ножницы. Правила безопасного труда с ножницами. Загадки - стихи. Продуктивная деятельность. Рассказ воспоминания о напёрстке. Выучить стих о напёрстке.
Знакомство с шилом. Правила техники безопасности в работе с шилом.
Продуктивная деятельность /всё разложить на столе не свои места/.
|
Декабрь
«Разноцветные дорожки»
«Уроки иголочки»
|
Учимся вышивать шов «вперёд иголочка» по прямой
а) усложнение - шов «вперёд
иголочка» по кругу
б) учимся вышивать «двойной
шов» по прямой
|
Показ образцов - прямые стежки.
Узор усложняется, обратить внимание то, что стежки образовали одинаковую пунктирную линию.
Используя шов «вперёд иголка» в два приёма вначале красной ниткой, а за тем синей закрывают пропущенные стежки.
|
Январь
«Уроки иголочки»
|
в) Продолжаем учиться вышивать швом «вперёд иголочка» /двумя цветными нитками/.
|
Индивидуальная работа с каждым ребёнком. Помочь подобрать красивое сочетание ниток.
|
Февраль
Вышивка по контуру Силуэтное вышивание
|
Предложить выбрать себе не сложный предмет (листок, яблоко, мяч... другое), обвести на картон, наколоть дырочки /техника безопасности/.
Учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре.
Правила техники безопасности с иглой - ножницами.
|
Под присмотром воспитателя дети самостоятельно выбирают рисунок и готовят к вышиванию /гриб, солнышко, цветок, ёлочка',
Продуктивная деятельность самостоятельная /под присмотром воспитателя/.
|
Март
«Подарок маме» «Подарок другу»
|
Учить детей делать приятное людям.
Разрешаю самостоятельно выбрать рисунок, подбирать материал.
|
Выбор рисунка по желанию детей. Практическая работа.
Даю словесные советы.
|
Апрель
«Шов через край»
|
Дети знакомятся с швом «через край»
|
«Декоративная ленточка». Показ образцов, обьяснение, показ работы. Продуктивная деятельность детей.
|
Май
«Весёлая закладка» Выставка работ
|
Развиваем руки чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Освоив швы, дети используют разные швы в одном рисунке (узоре).
|
Развиваю самостоятельность и направляю творческую деятельность детей.
Организовать выставку для родителей и сотрудников детского сада.
|
Диагностика
|
Проверить:
как дети хорошо владеют иглой, ниткой, напёрстком, завязывание узелков.
|
Дети сами все свои движения сопровождают словесными рассказами /что делают/.
|
Список детей.
1. Боков Миша
2. Загудалина Алина
3. Казакова Ксюша
4. Качурина Варя
5. Квасова Ариша б.Кошатских Коля
7. Кудрявцев Максим
8. Бакарова Даша
9. Майоров Сергей
10. Мидинов Сергей
11. Малый Алина
12. Манукян Алина