Размещено: Николай Викторович Жаринов - вт, 15/06/2010 - 08:48
МОУ «Васильчуковская СОШ»
Александр Невский. Две битвы.
Конспект урока по истории Отечества в 6 классе.
Автор: Жаринов Николай Викторович
учитель истории МОУ «Васильчуковская СОШ»
высшая квалификационная категория
Ключи 2010
Тема «Александр невский. Две битвы»
Цели:
1)Показать А. Невского как полководца и государственного деятеля.Формировать образное и детальное восприятие истории.
2)Знать основные события, в которых Александр Ярославич проявил себя как неординарная личность.
3)Сформировать представление об идеальном князе для современников и потомков. Создание героического образа одной из знаковых фигур русской истории и восхищение доблестью предков.
Форма урока и методическое описание:Урок освоения нового материала и закрепления субъектных представлений.
Урок строиться на основе технологии программируемого обучения с поэтапным восприятием материала и рефлексией каждого этапа. Используются элементы технологии критического мышления и проблемного обучения.
Как вариант изготавливается технологическая карта уч-ся для пошаговой фиксации деятельности, но при сжатии материала презентации.
Оборудование:Мультимедиапроектор.
Возможно использование инструментов интерактивной доски для оперативного управления и вмешательства в презентацию
Основные материалы:Подготовленная презентация, факты учебного пособия, карто-схемы.
Видеофрагмент из энциклопедии истории России 862 – 1917.CD. «Интерактивный мир». 1998 -2001.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия . 2006.DVD.
Аудиофрагмент - хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский».
Ход урока:
1)Приветствие учителя. Актуализирующий вопрос (слайд 3).
2)Целеполагание, на основе ответов детей в виде обобщённого результата их деятельности (слайд 4)
3)Краткое информационное представление личности князя (слайд 5)
4)Вопрос на межтематические связи, использование уже имеющихся знаний. (По годам жизни сделайте вывод - в какие тяжёлые для Руси времена правит князь Александр? Примерный ответ: Молодые и зрелые годы А.Невского выпали на годы монгольского завоевания и установление ордынского ига. (Слайд 6)
5)Основной материал урока. (Возможно в актуализации дети коснулись темы Невской битвы) Разгром на реке Неве шведских рыцарей-крестоносцев. (Слайд 7)
6)Кто такие – крестоносцы? Предварительно – версии детей, потом ответ. (Слайд 8)
7)Причины походов крестоносцев на Русь. Дети могут указать захватническую природу события, но уточнение по слайду обогатит их представления. (Слайд 9)
8)Ввод информации источников. (Слайд 10-12) Невская битва.
9)Схематическое изображение Невской битвы. Вопрос: Сравните, визуально найдите различия двух схем, объясните причины несовпадения. У детей формируется навык схематического представления события. (Слайд 13-14)
10)Фрагмент современного фильма «Александр. Невская битва» История и современность – реклама современного фильма: «Александр. Невская битва». (Слайд 15)
11)Источник: «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Герои битвы. (Слайд 16)
12)Рефлексия этапа. За что князя Александра прозвали Невским? Ответ: Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. (Слайд 17) физминутка.
13)Знакомство с термином. Созданный в 1237 году Ливонский рыцарский орден и датские рыцари осенью1240 года взяли крепость Изборск. С помощью измены захватили оборонявшийся Псков. Опасность нависла над Новгородом.Рыцарский орден – организация рыцарей во главе с великим магистром. Верные слуги римского папы в борьбе с врагами римской церкви. (Слайд 18)
14)А где в это время А. Невский? Предположите.Герой Невской битвы князь Александр в это время был далеко, вскоре после победы, новгородцы не ужились с решительным князем и «указали ему путь из города».Но напуганные вторжением Ливонского ордена стали просить Александра вернуться. Князь не стал помнить обиду и вернулся. (Слайд 19)
15)Действия Александра в условиях новой опасности. 1. Собрал новгородское ополчение. (эмоциональная вставка)(включается звуковой файл - хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» Нужно кликнуть на значок – выбрать – Просмотр. Выключить фрагмент - кликнуть 2 раза.) 2. Неожиданным ударом взял и разрушил крепость Копорье. 3. Зимой 1242г. вместе с братом Андреем и владимирскими полками взял Псков. (Слайд 20) При включении аудиофрагмента можно предложить закрыть глаза и прослушать его ( глаза отдыхают)
16)Ход событий по источнику. (Слайд 21) Гибель передового отряда Домаша.
17)В чем сила врага? Ответы детей сравниваем с ответом на слайде. (Слайд 22)
18)Визуализация. Крестоносцы. (Слайд 23)
19)Идеи – план битвы? Пусть спорные, но уч-ся пробуют. Затем сравнивают. (Слайд 24)
20)Особенности боевого построения сторон. Краткая характеристика учителя. Визуализация. (Слайд 25)
21)26 – 30 слайды этапы сражения. Характеристика учителя. При возможности включение перед третьим этапом битвы фрагмента из фильма «Александр Невский» 1938г. (из материалов электронной Энциклопедии истории России 862 - 1917, файл – Александр Невский).
22)Фиксация даты и эмоционально-образное восприятие источника. (Слайд 31)
23)Характеристика потерь сторон. Указать на противоречивость данных и слабую источниковую базу. (Слайд 32)
24)Интеграция с поэтическим восприятием К.Симонова, фрагмент из «ледового побоища». Эмоциональная составляющая. (Слайд 33)
25)Коротко - Определите сами причины победы русских войск в Ледовом побоище. (На слайде 34 основа для обобщения детских ответов).
26)Мифология истории, роль искусства. Учитель обыгрывает ситуацию. «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!» Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вышел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза. Но, автором фразы в кино является сценарист фильма Петр Андреевич Павленко. (Слайд 35)
27)Образ князя в фильме 1938г. Визуализация и сюрприз, князь в кино выглядит старше, чем был на самом деле, в годы побед ему было (сколько?) около 20-22 лет. (Слайд 36)
28)Общая рефлексия с опорой, в виде понятий на слайде. (слайд37-38)
29)В память об историческом деятеле. Помнят ли потомки князя? Да! (Слайд 39)
30)Д\З на создание продукта деятельности по выбору. (Слайд 40)
32)Слайды 42 – 47информационных источников, используемых на уроке.
33)Слайды 48 – 64 дополнительные материалы, которые можно как компоненты использовать на уроке пожеланию учителя в зависимости от субъективных особенностей класса, скорости и качества мыследеятельности уч-ся.
Размещено сб, 14/04/2012 - 10:55 пользователем Юрий Алмакаев.
Урок разработан детально,на высоком профессиональном уровне.Предложенная презентация дает ясное и четкое представление о личности Александра Невского в период его двух великих побед.В полной мере использовались электронные ресурсы,иллюстрации,картосхемы,учащимся предоставлена возможность заниматься поисковой деятельностью,на основе контрольных вопросов вопросов воссоздать отчасти историческую эпоху,сделать анализ деятельности Алесандра Невского,в первую очередь,как великого полководца,что в полной мере отвечает предложенной теме.
Размещено сб, 14/04/2012 - 08:33 пользователем Ирина Николавна Чулкова.
Николай Викторович! Спасибо за размещённый Вами ресурс. меня заинтересовала технология программируемого обучения с поэтаппным восприятием материала и рефлексией каждого этапа, получается в одной технологии заложено сразу несколько? Где можно подробнее узнать об этой технологии.
В разработке урока привлекает эмоциональность и вариативность заданий. очень хорошо что есть ссылки на ЭОР.
Уважаемый Николай Викторович! Спасибо за очень содеражательный и полезный учителям материал! Дружина нашей школы носит имя Александра Невского и вроде бы ребята знают об этом князе много. Но с помощью разработки вашего урока, я думаю, мне удастся обобщить эти знания. понравилось то, что ваш урок подкрепляется не только ЦОР (презентацией), но и рефлексией каждого этапа.
На: Александр невский: две битвы.
Спасибо!! Прекрасный материал! С удовольствием использовала его в подготовке к уроку.
Светлана
На: Александр невский: две битвы.
Урок разработан детально,на высоком профессиональном уровне.Предложенная презентация дает ясное и четкое представление о личности Александра Невского в период его двух великих побед.В полной мере использовались электронные ресурсы,иллюстрации,картосхемы,учащимся предоставлена возможность заниматься поисковой деятельностью,на основе контрольных вопросов вопросов воссоздать отчасти историческую эпоху,сделать анализ деятельности Алесандра Невского,в первую очередь,как великого полководца,что в полной мере отвечает предложенной теме.
На: Александр невский: две битвы.
Николай Викторович! Спасибо за размещённый Вами ресурс. меня заинтересовала технология программируемого обучения с поэтаппным восприятием материала и рефлексией каждого этапа, получается в одной технологии заложено сразу несколько? Где можно подробнее узнать об этой технологии.
В разработке урока привлекает эмоциональность и вариативность заданий. очень хорошо что есть ссылки на ЭОР.
На: Александр невский: две битвы.
Уважаемый Николай Викторович! Спасибо за очень содеражательный и полезный учителям материал! Дружина нашей школы носит имя Александра Невского и вроде бы ребята знают об этом князе много. Но с помощью разработки вашего урока, я думаю, мне удастся обобщить эти знания. понравилось то, что ваш урок подкрепляется не только ЦОР (презентацией), но и рефлексией каждого этапа.
На: Александр невский: две битвы.
Урок развивающего обучения, используются элементы технологии критического мышления и проблемного обучения.Подобран интересный материал. Спасибо.