Submitted by elizavetalukyanova on пн, 14/06/2010 - 18:24
Конспект мастер-класса
«Согласные звуки [з], [з’], буквы Зз»
обучение грамоте
Цели урока:
Познакомить детей со звонкими согласными звуками [з, з], буквой з.
Учить выполнять звуко-буквенный анализ слов с этой буквой.
Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Тип урока
Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.
Оборудование Компьютер. Экран.
Презентация Microsoft Office PowerPoint.
Сигнальные карточки красного цвета для слабочитающих детей, желтые – для детей со слоговым способом чтения, зеленые – для детей читающих бегло.
Демонстрационные и раздаточные схемы слогов- слияний и звуков для звуко-буквенного анализа слов.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель
Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
II. Актуализация опорных знаний
Цель:
Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
1. Читательская разминка (коллективная работа по уровням)
- Перед вами слоговые пирамиды.
Демонстрируется слайд№1-4
- Сейчас будут работать дети, на месте которых лежат красные карточки. Вы будете первая группа.
- Прочтите слоги, спускаясь к подножию пирамиды.
Слайд№5-7
– А теперь дети, на месте которых лежат желтые карточки. Вы будете вторая группа.
Вы читаете слова.
Слайд № 8-10.Теперь читают дети, перед которыми лежат карточки зеленого цвета . Вы будете третья группа, читаете словосочетания.
2. Работа над скороговоркой
Слайд№11Вспомним скороговорку, которую учили на прошлом уроке.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Мыло Мила уронила.
3. Задания на внимание.
Слайд №12Задание на внимание .Найдите спрятанное слово.
Слайд №13 Игра «Догадайся»
lll. Работа над новым материалом.
1.Слайд №14А теперь мы отправимся на экскурсию .Куда?
Да, в зоопарк.
Слайды № 15-25(учащиеся читают и называют зверей, живущих в этом зоопарке)
Слайд№26В зоопарке живут и вот эти звери.
- Давайте назовем, как их зовут.
2. Выделение звуков в словах.
Зубры и зебры.Произнесем все звуки в этих словах. (Выделяем твердый и мягкий звук З)
- Определите , какой это звук? (гласный или согласный? Почему? Какой он, звонкий или глухой?)
- На что похожа буква з?
На эту букву посмотри:
Она совсем, как цифра три!
Демонстрируется слайд №27
3.Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
4.Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5.Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх.
6.Аналогично в противоположном направлении.
7.Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
8.Частое моргание глазами.
5. Работа в «Прописях»Пишут буквы и слоги.
lV. Закрепление новых знаний.
1.Звуко-буквенный анализ слов Демонстрируется слайд №35-38
- Что изображено на иллюстрациях?
Значение слова «зонтик» • Приспособление для защиты от дождя и солнца в виде складывающегося, укрепленного на трости каркаса, обтянутого материей.
• Соцветие у растений.
Значение слова «зебра» • Африканское млекопитающее рода лошадей, имеющее полосатую окраску.
• Пешеходный переход, обозначенный белыми поперечными полосами на проезжей части дороги.
Вывод: эти слова – многозначные. Одинаково звучат, но значение разное. ОМОНИМЫ.
- Составьте схему слова зонтик. (Один ученик у доски.)
- Составьте схему слова зебра
2.Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
На этапе чтения слияний, слов, связного текста организована дифференциация обучения по уровню подготовки к чтению.
Цели
Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению и желания читать.
Формирование умения читать прямой открытый слог слитно. Осознание роли новой буквы и её места в составе слога. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих учеников под руководством учителя.)
Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. (Вторая группа (средне читающих учеников) читает слова самостоятельно.) В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.
Формирование умения читать самостоятельно про себя, готовясь читать вслух.
3.Работа по учебнику «Азбука», с. 94-95 Слайд № 47
На с. 94 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).
– Продолжим работать по Азбуке. 1-я группа читает вслух предложения, а 2-я и 3-я группы внимательно слушают, так как вопросы будут заданы всем группам.
V.Практическое применение ЗУН.
Запись под диктовку слов и предложения. Слайд №48
Vl. Итог урока Подводятся итоги урока, даётся устная оценка о работе учащихся на уроке, проводится рефлексия.
-С какой буквой знакомились на уроке?
- Чему научились?
– Дети, что нового вы узнали на уроке?
На: Мастер класс по обучению грамоте в 1 классе
Спасибо, очень интересно и познавательно!