Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Контроль знаний, умений, навыков не только даёт возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся. Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, прививают интерес. Повышается качество обучения, что является актуальной проблемой в условиях сдачи государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Правильно организовать обучение можно только тогда, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. В качестве такого контроля я предлагаю систему зачетов, поверочных работ тестового типа по русскому языку в 5-6 классах.
Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополнения фраз, графических обозначений и т.д. Используются тестовые задания трёх типов: задания типа А – с выбором ответов; задания типа В – с кратким ответом; задания типа С – с развёрнутым ответом. В школьной практике наибольшее распространение получили тесты с выборочными ответами. Будучи стандартизированной формой проверки знаний, тесты дают возможность однозначно толковать результаты проверки, поэтому они поддаются количественному учёту, удобны для статистической обработки. Однозначность тестов позволяет шире привлекать учеников к самопроверке и самооценке знаний. Учащиеся самостоятельно могут определить правильность выполнения тестовых заданий. Это имеет воспитательное значение, содействует формированию у учащихся таких качеств, как ответственность, точность, чёткость, объективность. Выполняя тесты, школьники привыкают к той форме проверки, которую предлагает ГИА и ЕГЭ, к моменту сдачи экзамена в 9, 11 классах чувствуют уверенность и в имеющихся знаниях, и в способе сдачи, и психологически.
Пособие рекомендовано учителям русского языка, использующим в своей работе учебники: «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» / Т.А. Ладыжениская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.; «Русский язык. 6 класс» / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.
Проверочная работа по теме «Глагол»
1вариант
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
А) признак
Б) действие
В) признак по действию
Г) предмет
2. Укажите глаголы совершенного вида:
Он старался (А) расшифровать (Б) и прочитать (В) письма, но не знал (Г) ключ.
3. Найдите инфинитив глагола:
А) надо учит?ся
Б) завод строит?ся
В) можно заботит?ся
Г) ученик беспокоит?ся
4. Укажите глаголы 1 спряжения:
А) бор..тся
Б) стел..т
В) дыш…т
Г) вид..т
5. Какие глаголы пишутся с НЕ раздельно:
А) не?доумевать
Б) не?дописать
В) не?здоровится
Г) не?рассказывать
6. В каких глаголах пишется в окончании А(Я)
А) дома стро..тся
Б) люди тороп..тся
В) на ринге бор..тся
Г) листья шпч..тся
7. Укажите в каких глаголах в окончании пишется Е?
А) зате..т
Б) слуша..т
В) обид..т
Г) привяж..т
8. В каких словах нужен Ь:
А) реч
Б) слышиш
В) стрич
Г) испеч
9. В каких глаголах в корнях с чередованием гласных пишется Е:
А) расст...лить
Б) бл...стеть
В) прид...раться
Г) соч...тать
10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выполните задания к тексту.
Рассвет в лесу.
Если ночу..ш в лесу, то всегда проснешся раньше. Но не потому, что спиш не на мягкой постели. Удивительный мир начина..т?ся рядом с твоей палаткой. Вот по тропинке бежит ежик. Вот ягодка душистой земляники, и солнечный луч игра..т на её влажном от росы пушке. Мотылек проснулся раньше вас и уже завтрака.т, погружа.т в сладкий сок свои губы. Сидиш у палатки, дыш.ш и не?надыш.ш.ся легким, свежим медовым воздухом.
Задания:
1.Выпишите глаголы в наст., прош., буд. времени.
2.Образуйте от глаголов не?надыш..ш..ся, начина..т?ся инфинитив, подберите к ни видовую пару.
3.В последнем предложении подчеркните глаголы как члены предложения.
Он старался (А) расшифровать (Б) и прочитать (В) письма, но не знал (Г) ключ.
3. Найдите инфинитив глагола:
А) надо стремит?ся
Б) вода пенит?ся
В) машина ускоряет?ся
Г) стремится увидит?ся
4. Укажите глаголыIIспряжения:
А) кле..т
Б) бре..т
В) слыш..т
Г) верт…т
5. Какие глаголы пишутся с НЕ слитно:
А) не?достает до дна
Б) не?достает времени
В) не?спится
Г) не?слушает
6. В каких глаголах пишется в окончании У(Ю)
А) туманы стел..тся
Б) люди меч..тся
В) кактусы кол..тся
Г) лошади гон..т
7. Укажите в каких глаголах в окончании пишется И?
А) мел..т (зерно)
Б) наде..тся
В) смотр...т
Г) перестав...т
8. В каких словах нужен Ь:
А)нет крыш
Б) успееш
В) жеч
Г) стереч
9. В каких глаголах в корнях с чередованием гласных пишется И:
А) расст...латься
Б) уд...рать
В) зам...рать
Г) выч...тание
10. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выполните задания к тексту.
Рассвет в лесу.
Если ночу..ш в лесу, то всегда проснешся раньше. Но не потому, что спиш не на мягкой постели. Удивительный мир начина..т?ся рядом с твоей палаткой. Вот по тропинке бежит ежик. Вот ягодка душистой земляники, и солнечный луч игра..т на её влажном от росы пушке. Мотылек проснулся раньше вас и уже завтрака.т, погружа.т в сладкий сок свои губы. Сидиш у палатки, дыш.ш и не?надыш.ш.ся легким, свежим медовым воздухом.
Задания:
1.Выпишите глаголы в наст., прош., буд. времени.
2.Образуйте от глаголов не?надыш..ш..ся, начина..т?ся инфинитив, подберите к ни видовую пару.
3.В последнем предложении подчеркните глаголы как члены предложения.
2. Выпишите предложение с обращением, расставьте знаки препинания:
А) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михайловна.
Б) Вы откуда приехали в наш город?
В) Родилась моя бабушка Матрена Тимофеевна под Киевом в тихой деревне.
3. Определите, какое предложение: простое, ССП, СПП, БСП. Постройте схемы предложений (списывать предложение не нужно).
А) Василий Петрович чувствовал что не в состоянии разрешить этого вопроса и продолжал сидеть.
Б) Луга купаются в тумане и пахнут звезды молоком.
В) Скоро осень проснется и заплачет спросонья.
Г) Ползут по деревне туманы фонтаны умолкли в саду.
Д) Если внимательно изучать правила то можно научиться грамотно писать.
4. Спишите. Расставьте знаки препинания в диалоге и предложении с прямой речью:
А) Выслушайте меня когда-нибудь до конца сказала Надя.
Б) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.
В) Арбуз.
Ананас.
Апельсин.
Абрикос.
А что же вкусней
Очень трудный вопрос.
На трудный вопрос
Есть лёгкий ответ
На вкус и цвет
Товарищей нет!
5. Сделайте синтаксический разбор предложения
Древние люди украшали стены храмов надписями рисунками узорами которые рассказывали и наглядно показывали их повседневную жизнь.
6* Составьте предложения по схемам:
( Чтобы - =), [=] .
[ ], но [ ] .
[ - = O и O ] .
2 вариант
1. Что изучает пунктуация?
2. Выпишите предложение с обращением, расставьте знаки препинания:
А) Тебе я снова посвящаю свои небрежные стихи!
Б) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.
В) Моя подруга Леночка Кирилова живет в большом городе.
3. Определите, какое предложение: простое, ССП, СПП, БСП. Постройте схемы предложений (списывать предложение не нужно).
А) Сверкают алмазы росинок и падают звезды в росу.
Б) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
В) Когда хорошо знаешь правило легко применять его на практике.
Г) В синем небе звезды блещут в синем море волны плещут.
Д) В третьем часу с русских аванпостов донесли что шведская армия двинулась в наступление.
4. Спишите. Расставьте знаки препинания в диалоге и предложении с прямой речью:
А) Брат сказал я хочу с тобой поехать.
Б) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сыновей.
В) Сказала мама
Апельсин!
Нет, абрикос воскликнул сын.
Арбуз раздался папин бас.
А дочь вздохнула
Ананас!
5. Сделайте синтаксический разбор предложения
С широкой просторной реки доносился плавный плеск которым хотелось наслаждаться и дышать свежей влагой.
6* Составьте предложения по схемам:
( Пока - =), [=] .
[ ], зато [ ] .
[ - = O и O ] .
Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»
1 вариант
1.Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены.
1. Подул легкий ветерок с тихим шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих. 2. Прилетели птицы и наполнили лес сады рощи своим пением. 3. Склонились ветки деревьев спрятали молодые грибки. 4. Девочка сняла серебряные башмачки смахнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.
2.Составьте схемы предложений (знаки препинания не расставлены).
1. В саду у сторожа росли разные цветы гвоздики лилии тюльпаны. 2. Конь вышел вытянул голову и заржал. 3. Зимой солнце светит ярко но не греет. 4. Все влечет веселит мои взоры золотая пчела на цветке разноцветные бабочки крылья и прыжки воробья на песке. 5. И роща и красивый фасад отражались в озере.
3.Придумайте ряд однородных членов, спишите, расставьте знаки препинания.
1. …… разные звери живут в зоопарке. 2….. видим мы за окном. 3. Старайся читать разные книги…..4. Встретил он меня приветливо но …..
2 вариант
1.Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены.
1. В городском парке росли лилии розы тюльпаны. 2. Дюймовочка нагнулась над птицей раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глазки. 3. Рыбки плавали возле росших в воде кустов стоявшего в воде старого пня около мостика корней деревьев. 4. Красивая яркая луна освещала дорожки сад беседку.
2.Составьте схемы предложений (знаки препинания не расставлены).
1. Ребята полюбили героев сказки Элли Дровосека Страшилу. 2. Звезды блестят тускнеют и падают на небосклоне. 3. Охотник не пошел в лес а свернул к озеру. 4. Все мило мне твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радостные воды. 5. И небо и река были нежно синего цвета.
3.Придумайте ряд однородных членов, спишите, расставьте знаки препинания.
1. …… таким качествам учат нас книги. 2. ….. рассказывают нам много интересного. 3. Хорошие книги любят все…..4. Выглядел он как-то странно но….
Проверочная работа по теме «Морфемика»
1 вариант
1.Что изучает морфемика? Назовите морфемы.
2.Что такое корень слова?
3. Подберите однокоренные слова к слову «чертить».
4. Пообдерите слова по данным схемам: ∩, ∩, ¬∩^
5. Определите форму слов: прыгать, зима, окно, мороз.
1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому)
2) - Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.
- Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!
3) Морфология – это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику.
2 вариант
К какому стилю речи принадлежит текст?
1) – Вставай, лентяй! Я ведь не посмотрю на то, что ты мой младший брат, сейчас как вылью на тебя стакан холодной воды! Кто обещал бабушке помочь? Что ты там мычишь, соня? Глаза слипаются? Нечего было до двенадцати мультики смотреть!
2) Ряд взаимосвязанных событий, которые развиваются от завязки к кульминации и развязке действия, называется сюжетом произведения.
Слово сюжет в переводе с французского означает содержание. Когда мы говорим о содержании художественного произведения, то имеем в виду события, их связь, то есть сюжет. (Из учебника по литературе, авторы М. А. Снежневская, О. М. Хренова)
3) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К. Г. Паустовский)
3 вариант
К какому стилю речи принадлежит текст?
1) - А всё-таки я не могу понять, что же такое дождь!
- Дождь – это водичка!
- А, значит, дождь льётся из крана?
- Нет, дождик капает из тучки!
- Дождь – это водичка, которая капает с неба?
- Выходит, что так!
2) Дождь – это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки воды, льющиеся с неба. В летнюю жару всё живое ждёт прохладного, освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от моросящего дождя под зонтиками.
На: дидактический материал (тесты по русскому языку для 5 класса
Спасибо за предоставленный материал