Некоторые педагогические аспекты работы вокалиста в ДМШ и ДШИ.
Submitted by Ольга Евгеньевна Кулагина on Wed, 09/06/2010 - 15:58
Некоторые педагогические аспекты работы вокалиста в ДМШ и ДШИ.
Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появилось во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д. Постепенно эта универсальность была утрачена. Что связано с дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.
И сегодня профессия «концертмейстер» очень распространена, особенно среди пианистов, но концертмейстеры-вокалисты, которые работают в ДМШ и ДШИ с будущими пианистами встречаются достаточно редко. Рассмотрим специфику их работы.
Искусство иллюстратора или концертмейстера-вокалиста требует высокого музыкального мастерства и художественной культуры.На современном этапе развития профессионального музыкального образования, значительно возросли требования, как в области педагогики музыкального образования, так и в области профессионализма концертмейстеров музыкальных учреждений дополнительного образования.
Мастерство концертмейстера-вокалиста глубоко специфично. Его труд способствует созданию на каждом уроке нерасторжимого художественного ансамбля, в котором соединены и наставления педагога, и творческое начало ученика, и личная инициатива, грамотность концертмейстера.Большое значение для эффективности классной работы имеет характер общения концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное продвижение ученика, но и воспитание его как человека. В процессе урока и репетиций педагог нередко высказывает концертмейстеру пожелания, замечания и т.п. Реакция концертмейстера на это имеет важное значение для воспитания ученика. Основной принцип здесь – заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать ученик.
Работа профессионального концертмейстера-вокалиста включает в себя умение контролировать качество исполнения учениками их партий, знание специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Специфика работы концертмейстера-вокалиста заключена в умении найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, часто участником второплановым. Концертмейстеру приходится приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере ученика. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
Важная деталь в работе иллюстратора – умение найти контакт с учеником, вовремя подбодрить его взглядом или улыбкой. Без этого процесс создания ансамбля, совместного творчества и музыкального развития будущего специалиста просто невозможен. Ученику нужно проникнуться пониманием того, что и в учебном процессе вокальной партии принадлежит огромная, отнюдь не подчиненная роль, которая требует обмена мыслями и идеями. Цель будет достигнута, если оба музыканта (учащийся и иллюстратор) станут в художественном смысле равноправными членами единого музыкального организма. Тогда у обучаемого появится аккомпаниаторская свобода, все его внимание будет устремлено на солиста-иллюстратора, вместе с которым он мысленно будет «петь». А это уже, в свою очередь, устранит излишнее волнение на сцене, позволит установить контакт с публикой и станет залогом успешного выступления. Поэтому, прежде всего, работа должна быть направлена на умение наладить вокальный ансамбль.
Какими же качествами и навыками должен обладать вокалист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть голосом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Немаловажно знать и законы ансамблевых соотношений, развивать в себе чуткость к партнеру, ощущать неразрывность взаимодействия своей партии и партии аккомпанемента. Хороший концертмейстер-вокалист должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, а также быть предельно внимательным к ходу урока,стремиться своим исполнением «зажечь», вызвать интерес к изучаемому произведению у ученика,артистичным, способным образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст.
Мобильность, быстрота и активность реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если ученик на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая петь, вовремя подхватить его и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительное пение, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на сцене, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду мимикой или жестом.
Навыкичтения с листа, выразительного исполнения, качественный вокальный звук — все это те задачи, которые требуют постоянной, кропотливой работы концертмейстера-вокалиста над собой. Концертмейстер существует до тех пор, пока находится в труде и поиске.Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт, и понять особенности каждого вида исполнительства.Поэтому можно сказать, что это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.
В ходе подготовки к урокам концертмейстеру-вокалисту необходимо просматривать нотный материал, чтобы в его представлении возник и сложился звуковой образ, детально изучать музыкальный текст и отрабатывать трудные в техническом отношении места. Необходимо постоянно расширять музыкальный кругозор, чтобы наиболее точно и выразительно воплощать мысли композитора. Только так можно заинтересовать современного ученика и прийти к верному пониманию исполнения музыкальных произведений, которые предстоит оттачивать в совместном творческом союзе далее на уроках.
Работа концертмейстера-вокалиста в ДМШ и ДШИ включает в себя и чисто творческую (художественную), и педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера требует от вокалиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, знания особенностей игры на различных инструментах, отличного музыкального слуха.
Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник.Для ученика концертмейстер — это наперсник его творческих дел, он и помощник, и наставник, и тренер, и педагог. Конечно, право на такую роль может иметь не каждый из концертмейстеров, оно завоевывается знаниями, постоянным трудом и ответственностью в достижении нужного художественного результата в процессе учебно-воспитательной работы с будущими молодыми специалистами.