- Можно ли назвать все эти картины словами « родная природа»?
Дети:Да.
Ведущий:
- А почему именно мы можем сказать о ней – родная природа?
Ответы детей.
Послушайте стихотворение поэта Ивана Савича Никитина:
Ученик:
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Ведущий:Почему поэт называет Русь матерью?
Рассуждения детей. Прочитаем пословицу на плакате.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
- Как вы ее понимаете?
Ответы детей.
Ведущий:Да, Родина у каждого человека , как и мать – одна.
- Прочитайте пословицы о Родине и объясните, как вы их понимаете.
Пословицы написаны на плакатах.
-Нет в мире краше Родины нашей.
- Всякому мила своя сторона.
- Везде хорошо , но милее Родины нет.
- На чужой стороне и весна не красна.
- Дома и стены помогают.
- Родная сторона- мать, чужая - мачеха.
- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Ведущий :Как называется наша Родина?
- Какие символы страны вам известны?
Символы-это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение . Символы вызывают у нас определенные представления. Говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню,
Бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов- это символ России. Московский Кремль, Знамя Победы- это тоже символ России , Российской Федерации.
Россия объединяет в своем составе республики, края, области.
Есть символы, которые представляют и страну, и ее историю, и народы ее населяющие.
- Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
1) Прикрепленное к древку полотнище определенных цветов. (Флаг)
2) Эмблема государства, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных документах. (Герб)
3) Торжественная песня , принятая как символ государства. (Гимн)
Ответы детей.
Ведущий:Да, правильно. В нашей стране это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Эти символы закреплены основным законом нашей страны – Конституцией.
Понятие « герб» происходит от немецкого слова « наследство» или
« наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства.
Гербы появились давным - давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Такой символ появился на рыцарских щитах. Герб являлся знаком рода.
Русские княжества в одно большое государство объединил ИванIII, у государства появился свой герб.
Современный государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.
Рассматривается рисунок Государственного герба нашей страны.
Герб России золотой двуглавый Орел изображен на щите красного цвета, на своих мощных крыльях взмывающий над страной более четырех столетий .
Немного найдется таких долговечных гербов!
Двуглавый Орел – символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе веры православной , символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней.
Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Корона на голове Орла – символ законности , означающий , что страна живет по законам чести и справедливости.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе- держава. Скипетр- это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями, символ власти. Держава представляет собой золотой шар с крестом на верху, символ могущества страны.
Давно не правит страной царь, но корона , скипетр и держава напоминают нам , что Россия- древняя и могучая страна.
На груди орла помещен красный щит с изображением Георгия Победоносца. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ , в правой руке у него серебряное копье , которое помогло ему побить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость , победу добра над злом.
СXVIIи по XX в. орла воспевали в одах, песнях, гимнах:
Детям раздаются полоски цветной бумаги разных цветов(15 полосок).
Задание: Составьте флаг Российской Федерации, Знамя Победы, Знамя Военно- Морского Флота.
После правильного выполнения задания рассматриваются изображения флагов : Государственного флага Российской Федерации, Знамени Победы и Военно- Морского Флота.
Размеры флага , его цветовая гамма в России устанавливаются верховной властью страны- президентом.
Цвет флага никогда не выбирают случайно.
Белый и синий цвета русской православной церкви.
Белый цвет – цвет благородства , совершенства . Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это небо, вера, верность. Народ любит свою страну , защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет отваги, мужества и героизма. Это цвет крови, пролитой за родину и ее независимость.
Отцом российского флага считают императора России ПетраI, который нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ «….Быть знаменам по образцу….».
Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года. 21 августа отмечается День Государственного флага Российской Федерации.
Знаменем Вооруженных Сил России является красное знамя. С
Красными знаменами Советская Армия в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945гг.) прошла долгий и героический путь до Берлина. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом , было красного цвета.
Российскому Военно- Морскому флоту , подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого , по наследству перешел бело-голубой стяг ( знамя).
Участникам мероприятия предлагается игра « Угадай мелодию» . Из предложенных мелодий выбирается гимн Российской Федерации. После игры дети слушают Государственный гимн.
Каждое государство имеет свой гимн. Услышав его , одни вспоминают горы и быстрые реки, другие – знойные пустыни и одинокие оазисы с родниками, третьи – холодные льды и снега. Под широкую и величественную мелодию нашего гимна, его понятные и легко запоминающиеся слова, мы представляем себе нашу Родину: ее бескрайние поля, густые леса, реки, озера, горы и равнины, города и деревни.
Гимн- это песня, посвященная своей Родине , это символ государства, такой же как герб и флаг.
Гимн прославляет могущество и величество нашей огромной страны. Этому соответствует мелодия нашего гимна « Россия- священная наша держава», написанная Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают в нашей стране и во всем мире. В ней главное – красота , торжественность и величие. Такая музыка рождает гордость за свою страну.
Слова для гимна написал Сергей Владимирович Михалков. В этих словах звучит идея – возрождение, величие и слава России.
Ведущий:
Ребята, наше мероприятие подходит к концу. Сегодня вы подробнее познакомились с Государственной символикой Российской Федерации: Государственным гербом, Государственным флагом, Государственным Гимном.
Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей Родины, гордиться ими, гордиться своей Родиной, быть ее патриотом. Сила каждого государства - в патриотическом духе его народа.
Патриотизм – преданное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей.
На нашей планете много разных государств. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей Родиной, любит ее , старается сделать все возможное , чтобы она была богаче и прекрасней.
И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.
Пройдет немного времени , вы станете взрослыми , будете работать, преумножать величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней , как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача для всех людей на Земле - помнить о том , что стран на свете много , но дом у нас один, общий, который называется – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.
- Послушайте , какое хорошее стихотворение о добрых соседях написал поэт А. Кондратьев:
Ученик:Вот соседи по этажу.
Каждый вечер на них я гляжу.
Вот соседи в доме моем:
Во дворе мы всех узнаем.
А на улицах шум и говор:
Это полный соседей город.
А за городом вся страна:
Вся соседями населена.
Никому не кажется странным,
Что соседи – и люди , и страны.
И Земля окликает Марс:
Эй , сосед, как дела у вас?
Ведущий :Давайте проверим , полученные нами знания, а поможет нам в этом кроссворд « Символика России».
Учитель вывешивает кроссворд с заголовком « Символика России». Учитель читает вопросы и записывает правильные ответы детей