самовар (разъемный), 4 чашки, 2 кренделька, 2баночки с
«медом», кузнечик, стрекоза.
Фланелеграф.
Сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», портрет
К.И. Чуковского.
Презентация – тренажёр «Безударные гласные в корне»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и целей урока.
Тема нашего урока «Правописание безударных гласных и парных согласных в корнях слов. Закрепление». Ваша задача - научиться быстро и точно находить проверочные слова для правильного написания безударных гласных и парных согласных в корне слов.
Урок у нас сегодня необычный – урок-сказка. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский. Он принес с собой сказку. А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.
3.Словарная работа.
Начало названия этой сказки мы узнаем, если правильно запишем словарные слова. Словарное слово – это отгадка загадок, которые я буду загадывать вам. Отгадав загадку и правильно записав словарное слово, вы получаете букву. Из полученных букв вы должны будете собрать слово, которое поможет вам отгадать название сказки, которая пришла к нам в гости.
Круглый, круглый М
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри. (арбуз)
Вперевалку зверь идёт У
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в ямку до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)
Он вошёл – никто не видел,Х
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
На бумаге белой-белойА
На одной ноге плясал.
Быстро, весело, умело
Он кота нарисовал. (карандаш)
По ходу записи слов объясняется написание парных согласных на конце слов.
Итак, сказка начинается…
Муха, муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Вот какой самовар она приобрела. Но чтобы он вскипел нам надо выполнить эти задания:
Подбери однокоренные слова к слову позолоченное
Расскажи, как проверить парную согласную в корне.
Подбери проверочные слова к словам: ча…ка – …, ко…ти – …,
мё… – … , ла…ка – …
Расскажи, как проверить безударную гласную в корне.
Подбери проверочные слова к словам: пч… ла – …, к…рмила – …, св…тлячки – …
(По ходу выполнения этих заданий, переворачиваю части самовара цветной стороной.)
Самовар «вскипел», угощение готово.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
4. Самостоятельная работа. Работа с учебником:
А букашки –
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Словарная работа:Крендель – хлебное изделие, напоминающее по форме 8 (Ожегов)
Букашками будете вы. Две «букашки» идут «есть» крендельки к доске, а остальные будут «пить чай» из этих чашек, разделившись на два варианта. Приятного вам аппетита!
Двум ученикам даются крендельки из бумаги, на оборотной стороне которых записаны задания. Остальным учащимся – чашки с заданиями (по вариантам). Первый вариант – синие чашки, второй вариант - красные.
У доски в тетрадях
с. 82 упр. 40 с. 79 упр. 35
с. 92 упр. 58 с. 61 упр. 61
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
5. Распознавание орфограмм:
Приходила к Мухе
Бабушка – пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
(показываю две баночки с «медом»):
В одну баночку мы будем собирать слова с орфограммойпарные согласные в корне, а в другуюбезударные гласные, проверяемые ударением
Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте поищем глазками.
Так вот она – на цветке фиалке.
6. Упражнение в выборе безударной гласной в корне на тренажёре «Бабочки»
7. Физкультминутка
(дети повторяют движения героев сказки)
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися:
Тараканы под диваны,
А козявочки под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай – погибай,
Именинница!
Вот так, друзья!.. Никто не мог помочь имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно. А как бы вы поступили в этой ситуации? (дети высказывают свое мнение).
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит…
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
8.Синтаксическое упражнение.
Подчеркните главные члены в предложениях:
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик.
И в руке его горит
Маленький фонарик.
9.Упражнении в написании слов с гласными и согласными в корне.
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
Кто будет Комариком? Спасёт Муху тот, кто быстрее доберётся по ступенькам к паутине, правильно вставив буквы в слова.
б…леют к…вёр
берё…ка цв…тёт
р…дился моро...
наро...
доро…ки
Молодцы, ребята, вы здорово помогли Комарику.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава, Комару –
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки –
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
10. Итог.
А пока музыканты собираются, давайте подведём итог.
-Достигли вы цели, поставленной в начале урока?
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
-Какие согласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
11. Рефлексия.
Кому из вас понравилось урок?
Сегодня на уроке мы повторили….
Мне было трудно…
Я сомневался….
Мне понравилось….
Я доволен….
Если осталось время, дочитываем сказку.
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром!
…………………………….
(Если позволит время, дочитать сказку до конца).
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками,
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ –
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого Комара
Муравей, Муравей
Не жалеет лаптей, -
С муравьихою подпрыгивает
И букашечкам подмигивает:
«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тар-тара-тара-тара-таракашечки!»
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
12.Вот и закончилась сказка, подошел к концу и наш урок.
Спасибо вам всем за работу. Вы, ребята, так замечательно работали, что помогли комарику спасти муху.
Используемый материал
1. Сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»
2.Тренажёр-презентация «Бабочки». Автор: Шуруто Валентина Викторовна г. Нижневартовск. ХМАО-Югра .