Submitted by Светлана Валерьевна Любавина on Tue, 08/06/2010 - 18:38
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
На занятии мы рассмотрим класс программного обеспечения, который имеет крайне важные и содержательные практические приложения. Более того, с высокой степенью уверенности можно утверждать, что в настоящее время в области экономики и финансов чаще всего применяются именно программы данного класса. Это - процессоры электронных таблиц. MS Excel в силу своего массового распространения в России выбран нами в качестве базового представителя программ данного класса. На его примере будут изложены практические вопросы работы с электронными таблицами.
3.Объяснение нового материала.
1. Обзор электронных таблиц.
Электронная таблица - самая распространенная и мощная технология для профессиональной работы с данными. В ячейках (клетках) таблицы могут быть записаны данные различных типов: текст, даты, числа, формулы, функции и др. Главное достоинство электронной таблицы - возможность мгновенного автоматического пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого компонента таблицы.
В Excel вычислительные возможности объединены с богатым набором функций, присущих текстовому, графическому редакторам и другим приложениям пакета Microsoft Office.
2. Электронные таблицы EXCEL как мощное средство обработки числовой информации.
Основное назначение процессоров электронных таблиц - обработка таблично организованной информации (данных, представленных в виде строк и столбцов чисел), проведение расчетов на ее основе и обеспечение визуального представления хранимых данных и результатов их обработки (в виде графиков, диаграмм и т. п.).
Основная задача MS Excel – автоматические вычисления с данными в таблицах.
Кроме того:
хранение данных в табличном виде
представление данных в виде диаграмм
анализ данных
составление прогнозов
поиск оптимальных решений
подготовка и печать отчетов
3. Вид экрана.
Демонстрируется с помощью проектора.
Основные интерфейсные элементы окна:
строка меню и расположенные на ней меню основных режимов (иерархические раскрывающиеся списки);
панели инструментов;
строка ввода данных (строка формул) ;
окно адреса активной (текущей) ячейки;
ярлыки листов рабочей книги и кнопки навигации по ним;
линейки прокрутки.
4. Структура таблицы. Ячейка.
Документ MS Excel (файл формата *.xls) называется рабочей книгой. Каждая рабочая книга имеет имя, которое указывается в строке заголовка. Книга делится на листы, а листы, в свою очередь, - на ячейки.
Каждая клеточка (ячейка) рабочего поля Excel имеет обозначение, называемое адресом или координатами ячейки. В обозначение входят название столбца - первая координата и номер строки - вторая координата. Например, А5, В10, С15 и так далее.
Столбцы обозначаются 26 заглавными буквами латинского алфавита от А до Z одиночными или двойными (от АА .. до IV).
Строки нумеруются натуральными числами от 1 до 65536.
5. Ввод данных. Типы данных.
С клавиатуры. Автозаполнение.
6. Оформление таблицы:
- изменение стиля и размера шрифта;
- изменение типа выравнивания;
- оформление с помощью цвета.
7. Изменение структуры таблицы:
- вставка/удаление строк, столбцов, ячеек;
- изменение размера;
- перенос и копирование ячеек со вставкой или заменой.
8. Ввод серий данных.
9. Ввод формул:
- абсолютный и относительный адрес ячеек, имя ячейки,
-формула электронных таблицах;
- суммирование столбцов/строк.
4. Дидактическая игра «Веришь не веришь». Она же физкультминутка.
Ребятам зачитываются утверждения. Согласные с данным высказыванием встают. Недоверчивые остаются сидеть на месте. Фоном может звучать песня «Ты мне веришь или нет?»
Игра «Веришь - не веришь»
Верите ли вы, что
Можно изменить размеры столбцов и строк электронной таблицы. (ДА)
В программеExcelболее 400 встроенных функций. (НЕТ)
Существует ячейка с адресом 23А. (НЕТ)
С помощью программыExcelможно проводить тестирование. (ДА)
При написании формулы обязательно используется знак +. (НЕТ)
В ячейку можно вставить картинку. (НЕТ)
С помощью программыExcelможно ретушировать фотографии. (НЕТ)
В программеExcel65536 столбцов. (ДА)
Основным документомMSExcelявляется лист. (НЕТ)
Формула может содержать адреса ячеек. (ДА)
С помощью программыExcelможно строить диаграммы. (ДА)
5.Работа с электронным пособием «ОсновыMSExcel» по методике активного чтения.
Учащиеся разбиваются по парам и, изучая электронное пособие «ОсновыMSExcel», должны найти ответы на контрольные вопросы
6. Обсуждение ответов на вопросы.
Происходит в форме дискуссии. Пары учащихся озвучивают найденные ответы. Остальные участники аргументировано высказывают своё мнение. Учитель выступает в роли рефери.
7.Рефлексия по цветным карточкам.
Проводится в форме ролевой игры "Аналитик. Критик. Оптимист. Креативщик." Учащиеся разбиваются на 4 группы и подготавливают свои сообщения по итогам урока в соответствии с цветом карточки.
Белая карточка. Аналитики. Перечисляют, что происходило на занятии, называют только факты, не выражая эмоций.
Фиолетовая карточка. Критики. Высказывают, что не понравилось на занятии.
Жёлтая карточка. Оптимисты. Сообщают, что понравилось на занятии, отмечают только положительные моменты.
Зелёная карточка. Креативщики. Творчески оценивают происходящее, предлагают свои усовершенствования занятия, свои варианты заданий.
8.Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Прочитать конспект. Составить свои пять вопросов по изученному материалу.
На: Электронные таблицы. Приложение Microsoft Excel.