Ольга Борисовна!
Посмотрите этот материал. Надеюсь, он Вам поможет!
Как работать по обобщению передового опыта?
1. Сначала его нужно найти и запланировать:
- найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ОУ при посещении уроков по определенной теме;
- найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитив¬ные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;
- увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на пер¬вую и высшую квалификационные категории;
- запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностиче¬ской основе;
- сформулировать вместе с учителем тему;
- запланировать самому учителю как тему по самообразованию, ак¬туальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
2. Изучается опыт с помощью следующих методов:
- анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;
- изучение УМК учителя;
- изучение его рабочей документации (планов);
- проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждаю¬щих эффективность опыта.
3. Обобщение:
- статья о своем опыте работы (сборник статей);
- подготовка открытого урока с подробным самоанализом;
- подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, со¬общение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведе¬ние мастер-класса;
- проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;
- методический альбом ОУ.
4. Распространение опыта:
- педагогический совет;
- заседание методического объединения;
- творческий отчет;
- различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);
- научно-практические конференции;
- наставничество;
- публикации в методических журналах;
- мастер-классы;
- семинары;
- окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы ме¬тодических находок учителей).
Что может быть опытом?
- алгоритмы учебных действий по предмету;
- технология урока или элементы технологии;
- авторская программа (учебного курса, воспитательная);
- система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);
- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, ва¬риативности и др.);
- эффективная система оценки знаний и др.
Оформление опыта оценки педагога:
- методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методи¬ческого уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих мето¬дических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);
- вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Мето¬дического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещенных уро¬ках. Материал постепенно оформляется в альбом);
- методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: «Развитие личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещают¬ся доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических
объединениях);
- карточки ППО.
|