Уч-ся: Слова, оканчивающиеся на - ца и без , с - ся и нет, с приставкой и без приставки...Глаголы и существительные).
Учитель:Выпишите существительныев первый столбик.
1 уч-сяудоски выписывает:
сущ.
1) улица лестницакурица
3.Объяснение нового материала.
Учитель:Прочитайте, какие слова вы выписали.
Уч-сячитает.
Учитель: Что общего у записанных имён существительных?
Уч-ся:Это словарные слова, орфограмма «Безударная гласная и, непроверяемая ударением»; обозначают неодушевлённый предмет; сущ. женского рода единственного числа. ... Сочетание - ца на конце слов.
Учитель: А сочетание -ца в этих словах - именах существительных - пишется так
же, как и слышится? (Да). Имеется орфограмма в написании -ца ?
Уч-ся: Нет здесь орфограммы; как слышу, так и пишу.
Учитель: А на какие две группы можно разделить глаголы?
Уч-ся: С ь и без ь - в неопр.форме и в форме 3 лица; с суффиксом - ся и без, с
приставкой и без, наст, времени и будущего....
Учитель: Выпишите во 2-ой столбик глаголы с мягким знаком. В 3 столбик - без ь.
Два уч-ся у доски одновременно пишут.
Учитель: Почему в словах второго столбика мы пишем ь, а в 3-ем - нет? •
Уч-ся: В неопределённой форме глагола пишется -ь.
Учитель: В неопределённой форме глагола всегда пишется ь?
Уч-ся: Если она оканчивается не на -ти, то всегда.
На доске: глагол
С ь Без ь
неопр.ф. (что (с)делать?) 3 лицо («не неопределённая форма»)
2) кипеть(что (с)делает (ют)?)
готовиться 3) поздоровается
увидетьсяслушаются
обижается
Учитель: А теперь прочитаем сразу все слова трёх столбиков и найдём одно
лишнее. (Уч-ся читают). А по произношению? (Шуметь). Почему?
Уч-ся: Во всех остальных мы слышим сочетание [ца] .
Сверху словарных слов появляется надпись «Сочетание [ца] ?».
Учитель: Слышим [ ца], а пишем всегда так же, как и слышим?
Уч-ся У существительного - да, всегда; у глагола - нет.
Вывод (делают дети): Сочетание [ца] на конце слов - это опасное место- орфограмма.
На доске:
-ца
[Ца] -ться
- тся
- Возникает необходимость выбора.
Учитель: При написании какой части речи можно ошибиться в выборе?
Уч-ся: При написании глагола.
Учитель: В какой части глагола находится эта орфограмма? (На конце глагола).
Например, в слове царствовать сочетание [ца] вызовет у вас сомнение при
написании? (Нет).А в существительном цапля?(Нет).
На доске получается схема (нижние карточки крепятся сверху записанных
словарных слов в результате беседы).
Сочетание [ца ] на конце слова ?
сущ. глаг.
(что (с)делать?)что (с)делает (ют)?
ца неопр.ф. 3 лицо
-ться - тся
СЛАЙДЫ ( Мультимедийная презентация к уроку)
Сообщение темы.
Тема урока: «Ещё об одной опасности письма»
Цель: Мы сегодня научимся преодолевать эту опасность.
Учитель: Перед умственной работой немного укрепимся физически.
Физминутка.
Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.
Учитель: Какие глаголы, оканчивающиеся на [ ца ] вы услышали в стихотворении?
Работа в тетради-задачнике. Стр. 57, упр. 381.
- Впишите в рассуждение нужные слова. Если возникнут трудности, обратитесь за помощью к нашей схеме.
Фронтальная проверка .Рассуждения учащихся (№381) в законченном виде будет звучать так:
- «Услышав [ца ] на конце слова, буду узнавать:
1.Звуки [ца ] в глаголе или нет?
2.Если в глаголе, то в н.ф. или нет?
3.Если в н.ф., то напишу –ться; если в другой форме, то напишу –тся.
Если [ца ] не в глаголе, напишу –ца.
-Проверим свой вывод по учебнику. Стр.16, 2 часть.
Примечание: часто перед сочетанием [ца] бывает ещё и буква д или т, звук которой не слышен. Подбираем проверочные слова. (Например, два молодца, у отца, но два огурца).
4. Первичное закрепление нового материала:
1) Работа в тетради-задачнике.
Применение правила. Стр. 56, упр. 379
В классе радостные ли[ца]лица_ Детям нравит[ца] учит[ца]!
нравится (3 л.) учиться (н.ф.)
Учитель: Это про вас? Вам нравится учиться? (Да).
- Допишите слова значками звуков.
- Сделайте самостоятельно правильные записи слов на оставленных строках рядом.
- Можете ли вы грамотно объяснить свой выбор? (Нравится (3 л.) учиться(н.ф.)).
- Подчеркните орфограмму, с которой мы сегодня познакомились.
Карточки (два вида, 2 варианта; лежат на столах уч-ся).
1.Замените фразеологический оборот одним словом:
Надуть губы — обидеться
Выходит из себя - злится
2.Напишите синоним:
Спешат — торопятся
Работать - трудиться
Фронтальная проверка.
Учитель: Что у вас получилось? Как написали слова? (Ответы детей).
- Кто не смог, запишите ответы. (Дописывают, если не справились).
5. Закрепление по теме.
Стр. 17, упр. 385. в учебнике.
-Из какого произведения эти строки? Кто автор? При списывании применяем Памятку 4.
Интересный урок по русскому языку.Благодатная тема, затрагивается момент здоровьесбережения на примерах. Только хотелось бы посмотреть презентацию,заявленную в оборудовании.
На: Конспект урока по русскому языку
Спасибо. Интересный урок. Урок развивающий.
На: Конспект урока по русскому языку
Вера Васильевна! Очень хороший содержательный конспект урока!!!
Стародубцева Елена
На: Конспект урока по русскому языку
Интересный урок по русскому языку.Благодатная тема, затрагивается момент здоровьесбережения на примерах. Только хотелось бы посмотреть презентацию,заявленную в оборудовании.