Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по русскому языку

Фото пользователя Вера Васильевна Бадеева
Submitted by Вера Васильевна Бадеева on вс, 06/06/2010 - 21:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бадеева Вера Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ кадетская школа, учитель начальных классов
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Конспект урока по УМК "Гармония"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 План-конспект урока  русского языка в 3 классе.

 

Учитель: Бадеева В.В.

 

УМК «ГАРМОНИЯ» для четырёхлетней начальной школы.

 

 

3 четверть 21.01.2010 г.

 

Тема: «Ещё об одной опасности письма»

(Орфограмма, на месте которой возникает необходимость двойного выбора: слышим [ца], а обозначать можем - ца, или -тся, или -ться).

 

Цель: познакомить учащихся с орфограммой, на месте которой возникает

необходимость двойного выбора: слышим [ца], а обозначать можем - ца, или -тся,

или –ться.

 

Задачи

- тренироваться в правописании глаголов, заканчивающихся на -тся, -ться;

- развивать умение распознавать форму глагола;

- продолжать учить детей решать орфографические задачи, т.е. делать «опасное место»  безопасным;

- развивать умение анализировать, сравнивать;

- развивать речь уч-ся;

- воспитывать у уч-ся культуру сохранения и совершенствования собственного

физического и психического здоровья;

- воспитывать добрые отношения друг к другу.

 

Оборудование:

 

- М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник

русского языка для четырёхлетней начальной школы. 2 часть, стр. 16-17. Смоленск:

Ассоциация XXI век, 2005 г.

- М.С. Соловейчик. К тайнам нашего языка: Тетрадь - задачник (3 часть, стр.56-57)

к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск:

Ассоциация XXI век, 2006 г.

- мультимедийная презентация к уроку;

- карточки с заданием для уч-ся 1, 2 варианты;

- жёлтые, зелёные круги из цветного картона,

- схемы - памятки на цветных листах.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока:

1.    Организация начала урока.
Учитель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Доброе утро длится до самого вечера!

-   Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами.

-   Откройте тетради. Запишите число, «классная работа».

 

а).Проверка домашнего задания (№ 378)

- Ребята, обратите внимание, что в н.ф. глагола, если она не на –ти, всегда пишется ь.

2.   Актуализация знаний.
Словарная работа.

Учитель: На доске записаны словарные слова. Давайте прочитаем их. Уч-ся читает вслух.

 Шуметь, улица, поздоровается,   готовиться, слушаются, лестница, увидеться, обижается, синица.

Учитель: На какие две группы их можно разделить?

Уч-ся: Слова, оканчивающиеся на - ца и без , с - ся и нет, с приставкой и без приставки...Глаголы и существительные).

Учитель: Выпишите существительные в первый столбик.

1 уч-ся у доски выписывает:

сущ.

1) улица лестница курица

3.Объяснение нового материала.

Учитель: Прочитайте, какие слова вы выписали.

Уч-ся читает.

Учитель: Что общего у записанных имён существительных?

Уч-ся: Это словарные слова, орфограмма «Безударная гласная и, непроверяемая ударением»; обозначают неодушевлённый предмет; сущ. женского рода единственного числа. ... Сочетание - ца на конце слов.

Учитель: А сочетание -ца в этих словах - именах существительных - пишется так

же, как и слышится? (Да). Имеется орфограмма в написании -ца ?

 

Уч-ся: Нет здесь орфограммы; как слышу, так и пишу.

 

Учитель: А на какие две группы можно разделить глаголы?

Уч-ся: С ь и без ь - в неопр.форме и в форме 3 лица; с суффиксом - ся и без, с

приставкой и без, наст, времени и будущего....

 

 

Учитель: Выпишите во 2-ой столбик глаголы с мягким знаком. В 3 столбик - без ь.

Два уч-ся у доски одновременно пишут.

 

Учитель: Почему в словах второго столбика мы пишем ь, а в 3-ем - нет? •

 

Уч-ся: В неопределённой форме глагола пишется -ь.

 

Учитель: В неопределённой форме глагола всегда пишется ь?

 

Уч-ся: Если она оканчивается не на -ти, то всегда.

На доске:                         глагол

                   С ь                                             Без ь

 

 неопр.ф. (что (с)делать?)                  3 лицо («не неопределённая форма»)

 

 

2) кипеть                                                             (что (с)делает (ют)?)

готовиться                                                            3) поздоровается

увидеться                                                                   слушаются

                                                                                    обижается

 

Учитель: А теперь прочитаем сразу все слова трёх столбиков и найдём одно

лишнее. (Уч-ся читают). А по произношению? (Шуметь). Почему?

 

Уч-ся: Во всех остальных мы слышим сочетание [ца] .

 

Сверху словарных слов появляется надпись «Сочетание [ца] ?».

 

Учитель: Слышим [ ца], а пишем всегда так же, как и слышим?

Уч-ся У существительного - да, всегда; у глагола - нет.

 

Вывод (делают дети): Сочетание [ца] на конце слов - это опасное место- орфограмма.

 

 

На доске:

                     -ца

[Ца]              -ться

                     - тся

- Возникает необходимость выбора.

Учитель: При написании какой части речи можно ошибиться в выборе?

Уч-ся: При написании глагола.

Учитель: В какой части глагола находится эта орфограмма? (На конце глагола).

Например, в слове царствовать сочетание [ца] вызовет у вас сомнение при

 

написании? (Нет).А в существительном цапля?(Нет).

 

 

На доске получается схема (нижние карточки крепятся сверху записанных

словарных слов в результате беседы).

 

 

 

                                    Сочетание [ца ] на конце слова ?

 

                    сущ.                                                                  глаг.

 

                                                              (что (с)делать?)                что (с)делает (ют)?

                     ца                                      неопр.ф.                                        3 лицо

                                                                    -ться                                           - тся

 

 

 

 СЛАЙДЫ  ( Мультимедийная презентация к уроку)

Сообщение темы.

Тема урока: «Ещё об одной опасности письма»

Цель: Мы сегодня научимся преодолевать эту опасность.

Учитель: Перед умственной работой немного укрепимся физически.

Физминутка.

Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

Учитель: Какие глаголы, оканчивающиеся на [ ца ] вы услышали в стихотворении?

Работа в тетради-задачнике. Стр. 57, упр. 381.

-   Впишите в рассуждение нужные слова. Если возникнут трудности, обратитесь за помощью к нашей схеме.

Фронтальная проверка .Рассуждения учащихся (№381) в законченном виде будет звучать так:

- «Услышав [ца ] на конце слова, буду узнавать:

1.Звуки [ца ] в глаголе или нет?

2.Если в глаголе, то в н.ф. или нет?

3.Если в н.ф., то напишу –ться; если в другой форме, то напишу –тся.

Если [ца ] не в глаголе, напишу –ца.

-Проверим свой вывод по учебнику. Стр.16, 2 часть.

Примечание: часто перед сочетанием [ца] бывает ещё и буква д или т, звук которой не слышен. Подбираем проверочные слова. (Например, два молодца, у отца, но два огурца).

4. Первичное закрепление нового материала:

1) Работа в тетради-задачнике.

Применение правила. Стр. 56, упр. 379  

В классе радостные ли[ца]    лица_ Детям нравит[ца] учит[ца]!

нравится (3 л.) учиться (н.ф.)

Учитель: Это про вас? Вам нравится учиться? (Да).

-   Допишите слова значками звуков.

-   Сделайте самостоятельно правильные записи слов на оставленных строках рядом.

- Можете ли вы грамотно объяснить свой выбор? (Нравится (3 л.) учиться(н.ф.)).

- Подчеркните орфограмму, с которой мы сегодня познакомились.

Карточки (два вида, 2 варианта; лежат на столах уч-ся).

1.Замените фразеологический оборот одним словом:

 

Надуть губы — обидеться

Выходит из себя - злится

 

2.Напишите синоним:

 

Спешат — торопятся

Работать - трудиться

Фронтальная проверка.

Учитель: Что у вас получилось? Как написали слова? (Ответы детей).

- Кто не смог, запишите ответы. (Дописывают, если не справились).

5. Закрепление по теме.

Стр. 17, упр. 385. в учебнике.

-Из какого произведения эти  строки? Кто автор? При списывании применяем  Памятку 4.

6.Самостоятельная работа. № 384, стр. 17 учебника.

1 вариант: первая  загадка.

2 вариант: вторая  загадка.

Взаимопроверка.

Сверяются ответы с образцом на слайде. По-дружески указать на ошибку, помочь

исправить.

 - Верните работу автору и оцените её. Покажите жёлтый круг, как солнышко, если

вы довольны работой товарища. Зелёный круг, если пока не всё получилось.

Советуйте другу ещё потренироваться дома в применении правила.

7. Творческое задание (устно).

Учитель: Придумайте небольшой рассказ на тему «Здоровый образ жизни»,

  состоящий в основном из одних  глаголов на -ться, - тся.

 - Продолжите фразу:

Чтобы быть здоровым надо: закаляться, ....правильно питаться, не ругаться, не

обижаться, не драться, купаться, умываться, заниматься спортом,

тренироваться, двигаться....

- Какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Глаголы на -тся, - ться).

8. Домашнее задание.(№ 386)

9. Итог урока.

Рефлексия.

Учитель: Что бы вы хотели сегодня вечером рассказать своим родителям об уроке?

- Чему вы научились сегодня? (Познакомились с орфограммой, тренировались в

определении формы глагола и др.).

- Спасибо за работу на уроке. Отметки ...

Учитель: Вы знаете, что важно быть здоровым не только физически, но и духовно.

А для этого надо чаще улыбаться, быть добрым в душе и совершать добрые

поступки.

- Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у вас настроение хорошее, ваша

работа на уроке понравилась вам, урок был интересный.

Как приятно видеть ваши радостные лица!

Конец урока.

 

Источники информации:

 

1 .М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. К тайнам нашего языка: Методические

рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 3 класса.

Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 г. Стр.64-65.

2.Бетенькова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: ООО

«Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002 г.

З.Интернет. Баренкова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов. Статья в

разделе «Преподавание в начальной школе».

 


»  Tags for document:

Фото пользователя Ирина Александровна Симонова

На: Конспект урока по русскому языку


Спасибо. Интересный урок. Урок развивающий. 




Фото пользователя Елена Алексеевна Стародубцева

На: Конспект урока по русскому языку


Вера Васильевна! Очень хороший содержательный конспект урока!!!

Стародубцева Елена




Фото пользователя Лариса Геннадьевна Щербакова

На: Конспект урока по русскому языку


Интересный урок по русскому языку.Благодатная тема, затрагивается момент здоровьесбережения на примерах. Только хотелось бы посмотреть презентацию,заявленную в оборудовании.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн