А) это участки земли, где вся природа неприкосновенна Б) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира В) это участки земли, где обитают разнообразные звери, птицы, насекомые
-На какую тему был предложен тест? (охрана природы)
-Какие вопросы были в данном тесте?
-Какие высказывания-ответы вызвали у вас сомнения, затруднения и т.д.
-Почему? (так как к некоторым вопросам можно было обвести несколько вариантов ответа)
-Какая международная организация борется за чистоту окружающей среды? (Гринпис или Зелёный мир борется за чистоту насаждений, воды и воздуха)
- А что для человека является самым важным? (вода и воздух)
2.Изучение нового материала.
1.Сообщение темы и задач урока.
-Да , сегодня мы будем говорить о дыхании, изучать органы дыхания и как заботиться о своём здоровье (открываю тему урока)
-Попробуйте на некоторое время задержать дыхание.
-Что почувствовали? (хочется сразу глубоко вдохнуть)
-Это взбунтовались ваши клетки, которые кричат, что они погибают без кислорода
-А какое время человек может обходиться без воздуха? (несколько секунд)
-Интересно, что японские ныряльщики за жемчугом на глубине 30 метров задерживают дыхание до 4 минут. (показ слайда)
-Рекорд под водой в спокойном состоянии 5 минут 24 секунды. Мировой рекорд нахождения под водой принадлежит 27-летнему немецкому ныряльщику Тому Сиетасу. В июне 2004 года он «лег на дно» на 8 минут 12 секунд. Для того чтобы улучшить свой же предыдущий рекорд всего на 6 секунд, он усиленно тренировался целых три года. (показ слайда)
-Особенности дыхания животных таковы: * бобры могут обходиться без воздуха 30 минут (показ слайда) *а киты до одного часа. (показ слайда)
2.Практические задания под руководством учителя.
-Какой состав имеет воздух? (таблица на доске)
-Какой газ необходим человеку для дыхания? (кислород)
-Измерим гибким метром грудную клетку при вдохе и выдохе.
-Что заметили?
-Как дышит не родившийся ребёнок? (он получает кислород из материнских кровеносных сосудов)
-У некоторых из вас есть маленькие братья и сестрёнки.
А как дышит грудной ребёнок? Кто-нибудь из вас наблюдал? (очень часто)
-Откройте стр.68 учебника и прочитаем 1 и 2 абзацы
-Почему человек должен дышать непрерывно? (нет запасов кислорода)
-Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
-Что такое нос? (это наружный орган внешнего дыхания)
-Для чего нам нужен нос?
-Наш нос хоть и маленький, но он состоит из 14 костей.
-Продолжим работу по учебнику- 3 абзац разберём.
-Какие функции выполняет наш нос? (согревает , защищает, увлажняет воздух)
-Какую роль выполняют реснички в носу?
-Так чем правильно дышать: носом или ртом? Почему?
Функции носа:
1.Защитная.
2.согревает воздух.
3.Увлажняет воздух.
4.Защита от попадания в организм вредных веществ.
5.орган обоняния.
-Покажите на таблице путь воздуха.
По каким органам он проходит?
1.нос
2.гортань. (доп.материал рассказывает ученик)
3.трахея. (доп.материал рассказывает ученик)
4.лёгкие. (доп.материал рассказывает ученик)
-Ну а то, что нос – это единственный орган, способный воспринимать запахи, расскажет ученик…….(доп.материал рассказывает ученик)
3.Работа в парах.
-Расскажите друг другу в парах путь воздуха по органам дыхания по плану:
1. откуда воздух поступает в организм?
2.На что похожа гортань? Каковы её функции?
3.На что похожа трахея? Трахея разветвляется на ………….
4.Что формирует лёгкие? Всю ли грудную полость заполняют лёгкие?
-Что может помешать хорошей работе органов дыхания? (вредные привычки, нужно заниматься дыхательной гимнастикой, проветривать помещения)
-Объясните смысл пословицы «Когда я ем, я глух и нем».
-Вот такой образец дыхательной гимнастики по Стрельниковой у меня есть.(просмотр видео)
-Русский народ придумал много пословиц о вреде курения.
Ваша задача собрать пословицы, объяснить их значение:
1 группа- Один курит, а весь дом болеет.
2 группа- курить много табака- поубавится ума.
3 группа- Курить- здоровью вредить.
4 группа- Кто табачье зелье любит- тот сам себя губит.
5 группа – Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.
6 группа- Хочешь жить- умей дышать.
3.Итог урока. Рефлексия.
-Какую полезную информацию вы получили для себя на уроке?
-С кем вам хочется поделиться этой информацией?
4.Д/З:
объединиться в группы, нарисовать плакаты о том, как беречь свои дыхательные органы ( можно в виде знаков).
На: Органы дыхания