Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Поговорка – цветочек, пословица – ягодка

Submitted by Ольга Викторовна Ухлина on Sat, 05/06/2010 - 18:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ухлина Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
Воспитатель ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Хвалынска
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Используемое оборудование: 

- таблицы с зашифрованными пословицами и поговорками;

- сигнальные карточки;

- карточки с пословицами и поговорками

Краткое описание: 
Занятие для детей младшего школьного возраста. Цель занятия: познакомить детей с русскими пословицами и поговорками; дать представление об отличии пословиц от поговорок; развивать внимание, память, мышление, расширять лексический запас школьников.

Ход занятия

Воспитатель: Глубока кладовая народной мудрости – не вычерпать её до дна. Русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Меткие, лаконичные, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запоминали.

         Многие пословицы и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.

         Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами и поговорками, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

         Начнём с разминки. Многие пословицы вам уже знакомы. Я буду произносить фразу, а ваша задача – закончить её.

Ø  Труд кормит, а лень …(портит).

Ø  Делу – время, потехе - …(час).

Ø  Мал золотник, да …(дорог).

Ø  Один ум – хорошо, а два - …(лучше).

Ø  Не имей сто рублей, а имей сто …(друзей).

Ø  Каждый купец свой товар хвалит …(хвалит)

Ø Ученье – свет, а неученье - …(тьма).

Ø На деньги ума не... (купишь).

Ø Лучше поздно, чем …(никогда).

Ø Один в поле не…(воин).

Ø Семь раз примерь, один раз…(отрежь).

Ø В тихом омуте черти…(водятся).

Ø У страха глаза…(велики).

Ø Дружба дороже…(денег).

 

Попробуйте вспомнить пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.

Ø Готовь лыжи летом.

(готовь сани летом, а телегу зимой.)

Ø Мал городок, да дорог.

(Мал золотник, да дорог.)

Ø Цыплят считают и зимой.

(цыплят по осени считают.)

Ø Посадка в чужие сани уже объявлена.

(не садись не в свои сани.)

Ø Когда в соседях согласья нет…

(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.)

Ø А Васька продолжает есть.

(а Васька слушает да ест.)

Ø Проводили по одежке.

(встречают по одежке, а провожают по уму.)

Воспитатель: А теперь узнайте пословицу по двум предметам. (на доске прикреплены картинки)

1. Каша, масло. (Кашу маслом не испортишь.)

2. Яблоко, яблоня. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

3. Перо, топор. (Что написано пером, то не вырубишь топором.)

Пословицу довольно трудно отличить от поговорки. Народная мудрость гласит: поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

         Пословицы - очень похожи на мудрые высказывания знаменитых людей, это коротенькие притчи. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате каких либо жизненных обстоятельств как крик,  сорвавшийся с души. Всякая пословица содержит поучение.

         Поговорка – это меткое образное выражение, складная короткая речь, которая не составляет полной пословицы и в отличии от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.

Найдите « ключик» и расшифруйте следующие поговорки.

1.     ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС (Семь пятниц на неделе.)

2.     ЬТИЖОЛОП  ЫБУЗ АН УКЛОП (ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.)

3.     ПОС

ЛЕД

     ОЖД

      ИЧК

      АВЧ

      ЕТВ

      ЕРГ (После дождичка в четверг.)

Воспитатель: Попробуем отличить пословицу от поговорки. Поиграем. Если я произнесу поговорку, т.е. неполное суждение, - поднимаем красную карточку, если произнесу пословицу, т.е. полное суждение, поучение – поднимаем жёлтую карточку.

·        Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

·        У него не все дома. (Поговорка)

·        Одного поля ягоды. (Поговорка)

·        Жизнь дана на добрые дела. (Пословица)

·        Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Пословица)

·        Один как перст. (Поговорка)

·        Слезами горю не поможешь. (Пословица)

·        Друг познается в беде. (Пословица)

·        Закатил за воротник. (Поговорка)

·        Один, как медведь в берлоге. (Поговорка)

·         На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пословица)

·         Голодный, как волк. (Поговорка)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам послушать пословицы, которые, скорее всего, вам не знакомы. В них не хватает последнего слова. Попробуйте догадаться по смыслу, каким может быть последнее слово.

- Хороша верёвка длинная, а речь…(короткая).

- Не торопись отвечать, торопись …(слушать).

- Мягко стелет, да жестко…(спать).

- Молодец против овец, а против молодца и сам - …(овца).

- Где тонко, там и …(рвется).

- Худой мир лучше доброй…(ссоры).

- Сам кашу заварил, сам и …(расхлебывай).

- Что посеешь, то и …(пожнешь).

- Дерево ценят по плодам, а человека - …(по делам).

- Лучше хорошо поступать, чем хорошо …(говорить).

- Прощай другим, но не прощай …(себе).

Воспитатель: Предлагаю желающим изобразить пословицы и поговорки с помощью жестов и мимики. (Желающие получают карточки, изображают записанные в них пословицы и поговорки, а остальные – угадывают.)

-Заблудиться в трёх соснах. (4)

- От горшка три вершка. (1)

-Семеро одного не ждут. (8)

- Лежачего не бьют. (8)

Примечание. В скобках указано количество человек, необходимых для участия в постановке.

Воспитатель. А теперь – задание повышенной сложности. Среди групп пословиц на одну тему найдите «лишнюю».

1.     Пчела мала, а и та работает.

2.     От скуки дело бери в руки.

3.     И Москва не вдруг строилась.

4.     Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

5.     Утопающий хватается за соломинку.

 

1.     Каковы сани, таковы сами.

2.     Дыма без огня не бывает.

3.     Большому кораблю – большое плаванье.

4.     Всякий молодец на свой образец.

5.     По Сеньке и шапка.

 

1.     Не бей Фому за Ерёмину вину.

2.     Лежачего не бьют.

3.     Отольются кошке мышкины слёзки.

4.     Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

5.     Не дорог подарок, дорога любовь.

 

1.     Ученье – свет, а неученье – тьма.

2.     Зелен виноград не сладок, а  млад ум не крепок.

3.     Как  аукнется, так и откликнется.

4.     У дурака не спрашивай ума.

5.     За ученого трёх неученых дают.

 Воспитатель: Последнее задание заключается в том, чтобы закончить сказку, сочиненную вашим ровесником, подходящей по смыслу пословицей.

 

Два лягушонка

  Жили два лягушонка. Один был добрый. А другой злой. Однажды злой лягушонок придумал сделать ловушку своему другу. Он подпилил камыш, чтобы, когда добрый лягушонок проплыл возле этого камыша, тот упал на него.

         Злой лягушонок пошел к доброму лягушонку и сказал: «Пойдем поплаваем на перегонки».Они пошли. Плыли, плыли…Вдруг добрый лягушонок остановился, чтобы поймать муху, а злой дальше поплыл и наткнулся на свою ловушку. Тут – то вспомнил он пословицу:…(Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.)

Воспитатель: На этом занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн