Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по странеБольших Букв. Много интересного нас ждет впереди: различные испытания, новые открытия. Что всегда помогает в путешествии, влюбом деле?
Предлагаю вам зарядку для ума — загадку: Плывет по рекелебедь без крыльев, а паруса увлекают его за собой. (Корабль).
Корабль —словарное слово, запишем его в словарик.
Учитель предлагает детям выполнить различные заданиясо словом КОРАБЛЬ: фонетический разбор слова, сочинить рассказ о кораблях, составить предложения с этим словом, подобрать родственные слова и другие задания по желанию.
Учитель: Наш кораблик поможет совершить путешествие по •стране Больших Букв (на доске появляется рисунок кораблика, открывается доска, на ней карта путешествия).Жители этой страны решили испытать нас всерьез.
Итак, в путь. Хорошо бы побыстрее добраться до красивого островка, да на пути мостик, чтобы пройти под ним, надо справиться с экспресс-опросом.Экспресс-опрос:1. Буквы 3, С, К обозначают согласные звуки.
2. В русском алфавите 33 буквы.
3. В слове улица — 2 слога.
4. В слове деньки — 6 букв.6 звуков.
5. В слове столько слогов, сколько в нем согласных звуков.
6. Чтобы найти целое число или слово, нужно сложить его части.
7. В числе 35 — Здес. и 5 ед.
8. Любое предложение начинается с большой буквы.
9. Слова Россия, Москва, Бурятия, Карасун пишутся то с большой буквы, то с маленькой.
10. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных называются именами собственными и пишутся с большой буквы.
Учитель и ученики сравнивают ответы с доской, разбирают ошибки.
Учитель:Справившись с первым испытанием, снова в путь.Наш кораблик причаливает к острову "Угадай-ка". Здесь какая-тошифровка, попытаемся разобраться: КАК НАС ЗОВУТ+=?!
Как вы думаете, что это такое? Это предложение? Как сделать,чтобы получилось предложение? Как на письме обозначить началои конец предложения?
Учащиеся записывают предложение в тетрадь с комментированием.
Учитель:Послушайте, кто задал нам этот вопрос. (Достаетиз конверта записки с загадками о сказочных героях, дети отгадывают, имена записывают в своих тетрадях).
1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали ... (Дюймовочка,).
2.Был ростом с небольшой огурец и жил со своими друзьями-коротышками в Цветочном городе. (Незнайка).
3. Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что ее опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится на пути сейчас.
Он расспросит девочку о ее пути,
Он обманет бабушку, чтобы в дом войти.
(Красная Шапочка)
Учитель:Почему эти герои так названы? (Дети отвечают).Кто они, как их назвать одним словом? (Сказочные герои).
Сделаем вывод: как пишутся имена сказочных героев?Это же самое наблюдается и у имен людей, но ... Для этого отправимся дальше в путь. Познакомимся, какие имена были раньше.
Остановка "ТАК БЫЛО".
Учитель:древние русские имена разнообразны. Имя человеку давалось как примета, по которой его можно было выделить из семьи или родственников:
— числовое имя: первый ребенок в семье — Первак, Перва,второй — Вторак.
Был и другой период в истории русских имен, когда имя выбирали по церковным календарям в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещение ребенка покалендарю.
Но вот уже более 100 лет родители свободно сами выбираютимя ребенку независимо от календаря.
У каждого из вас есть свое имя, назовите его вслух. Кто-тоназвал полное имя, а кто-то сокращенное. А как напишете свои имена? Запишите их в тетрадь, а рядом свое ласковое имя.
Отправляемся дальше. Следующая остановка готовит опять какой-то вопрос.
Остановка "ЧТО ЗНАЧИТ ИМЯ ТВОЕ?"
На партах у каждого лежит карточка, на которой написано, что означает имя каждого ребенка в классе. Дети читают сначала про Себя, а затем вслух. Гордитесь своими именами!
Ребята! Посмотрите, нас приветствуют жители Зеленого городка, --расположенного на островке и посылают нам шифровку. Кто этоможет быть?
Давайте решим примеры в шифровке и узнаем, кто является жителями этого города. Каждый ученик получает карточку с примерами:
Й 7+7 Н 7+8 Е 57-37
3 18-13 У 5+6 Ь 10+9
О 39-31 И 36+52 Я 76-30
К 82-51Д 9+9 Р 25+15
Н 55-5 Г 49-40 А 46+20
Решив примеры, дети читают: НЕЗНАЙКА И ЕГО ДРУЗЬЯ
Кто разгадал раньше, тот заселяет домики сказочных человечков (домики с примерами) и прикрепляют к доске, где расположен Зеленый город.
Вспомним друзей Незнайки: Знайка, Гунька, охотник Пулька,художник Тюбик, музыкант Гусля, Винтик, Шпунтик и др.
А кто написал эту книгу? Лети отвечают, что Н.Носов.Жители города — коротышки хотят проверить ваше внимание и предлагают следующее задание: необходимо запомнить как можно больше имен собственных в отрывке из сказки Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".
Учитель читает отрывок, в котором встречаются именасобственные:улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков, город Цветочный, река Огурцовая. Дети называют имена собственные, которые запомнили. А как одним словом назвать этислова? Географические названия. Сделайте вывод. Дети говорят:"Все географические названия — это имена собственные и пишутся с большой буквы".
А теперь Незнайка и его друзья просят ребят исправить ошибки в письме:
ЖЫЛ У ПУЛЬКИ ПЕСИК БУЛКА.
Кто такой Булька? Как нужно писать это слово и почему?
Сделаем вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.
Как вы думаете, жители Цветочного города довольны нашей помощью и работой? Дети отвечают.
Пора бы возвращаться назад, ... но теперь ответьте на мойвопрос: